Теоретический Лицей им. Л.Н.Толстого. Город Глодень, Молдова

clock for websiteинформер времени

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История семьи Гладыш. Шофрынканы. Единецкий р-н. Молдова
gladisДата: Понедельник, 2014-06-23, 2:30:12 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 777
Репутация: 4
Статус: Offline
Василий Гладыш и Мария Гладыш - Конюк: История  семьи Гладыш"

Дедушка Иосиф Михайлович Гладыш родился в Шофрынканах Единецкого района(Бессарабия) в 1881 году и умер в 1942 году. Мне было 6 лет, но я его очень хорошо запомнила, так как мы жили с ним в одном огороде. Я со своей сестрой Олей часто бегали к ним. Он был среднего роста, с усиками. На него похож мой сын Вася (Конюк). Твой отец Козьма повторял часто, что Вася Конюк похож на дедушку Иосифа и голосом (Разговором) и внешностью. Как тогда было принято, каждый хороший хозяин имел свою собственность. Дедушка Иосиф имел свою землю, повозку, лошадей. Мы часто с ним катались. Он ехал на поле и брал нас с собой. Во время таких поездок мы радовались и проявляли особые чувства благодарности своему дедушке. Отчётливо помню, чем были засеяны дедушкины поля: кукурузой, подсолнухом, пшеницей. Пшеницу косили вручную, связывали в снопы, свозили домой, складывали в скирды. Когда в селе в основном снопы с пшеницей уже были во дворе, начинался обмолот. У одного человека из села была молотилка с трактором. Трактор заезжал в огород, устанавливалась молотилка и начиналась работа по обмолоту пшеницы. Труд был тяжело ёмким, сам хозяин с данной работой справиться не мог, поэтому крестьяне объединялись в группы и помогали друг другу. Мужчины подносили к молотилке снопы с пшеницей, наполняли мешки зерном, убирали солому, а в это время хозяйка дома, где молотили пшеницу готовила еду. Процесс обмолота был своеобразным праздником, который естественно заканчивался плотным обедом. За столом, как правило, подводились итоги сбора урожая и обсуждались планы на будущее. После завершения работы в одном дворе машину перетягивали в другой двор, процесс обмолота шёл полным ходом.  На что особо обращалось внимание, так это на сохранность собранного урожая. Старились не потерять ни одного зёрнышка. В эту работу включались и дети, которые в поле собирали оставшиеся колоски, а после обмолота - разбросанные зёрнышки.
Дедушка Иосиф при своей жизни выкопал два колодца: один в огороде, а другой в поле на своей земле. Он очень радовался, когда соседи или прохожие брали воду из колодцев - особенно из того, который находился в поле на его земле. Как говорила моя мама при жизни дедушка Иосиф любил делать людям добро, так, в частности, он хотел выкопать ещё один колодец, но успел. Его мечта не осуществилась, потому что он скоропостижно заболел и умер в 1942 году.
Дедушка Иосиф Гладыш имел свою землю. Она состояла из нескольких небольших разделённых участков, которые находились в разных местах, довольно далеко друг от друга. Как тогда было принято, землю передавали по наследству. Дедушка Иосиф распределил землю между своими детьми. Она досталась моему отцу - Семёну Гладышу, тёте Александре Ватаман (Гладыш), нанашке Оле Омик (Гладыш), нанашке Ване (Иван Гладыш). А вот твоему отцу земля не досталась. В 1944 году, после освобождения Молдавии от немцев и румын твой отец - Гладыш Кузьма Иосифович (дома его называли Козма) был призван в армию, воевал несколько месяцев на территории Венгрии и Австрии, получил ранение. Демобилизовался в 1948 году Когда он вернулся из армии домой, то уже были созданы колхозы, земля стала коллективной и отпала необходимость в земле.
При жизни дедушка по тем временам считался хорошим и крепким хозяином. Его хозяйство было основательным.
При дворе всегда были две коровы, свиньи, овцы, много птицы.Дедушка своим личным примером воспитывал в своих детях чувство хозяина. Он считал, что если вести правильно хозяйство, то можно жить в достатке, так как раньше личное хозяйство было основным источником существования. Хозяйство было большое и крепкое.
Дедушка Иосиф  был человеком высоких моральных устоев. для него очень важно было мнение односельчан. В Шофрынканах, особенно на Радовичах(Так называлась часть села в которой он проживал), он считался хорошим хозяином с крепким и налаженным хозяйством и семьей, где господствовали высокие моральные устои. Все дети должны были обязательно учиться и при том учиться необходимо было хорошо,хотя по тем временам учёбе детей не придавалось особое внимание. Сам по себе дедушка Иосиф был человек строгих правил. Он не любил выпивать, не курил. этого требовал и от своих детей, особенно от сыновей: Вани и Козмы. Хотя бывали случаи, когда они покупали табак и прятали его в скирду с сеном. Я со своей сестрой Олей были маленькими девочками, следили за ними и, зная где были спрятаны сигареты, бежали к дедушке, показывая то место. где были спрятаны папиросы или табак. Конечно же дедушка жёстко пресекал это, но. видимо особо повлиять на отношение сыновей к табаку  не сумел. Хотя в детстве эта проблема и была решена, но впоследствии служба в армии, война и другие обстоятельства повлияли на них Ваня и Коьма курили в течение всей своей жизни. Хороший дом был построен в 1918 году из плетённых прутьев, крытый соломой. Весь дом соответствовал требованиям крестьянской застройки. Он состоял из основной комнаты и комнаты чуть поменьше, которую называли - "Камеруца", больших  сеней и, конечно, как тогда было принято обязательно комната, которая называлась " Каса Маре". Большая жилая комната, обязательно с русской печью "Куптор", плита "Куптораш"с лежанкой и 5-ти ходовой "грубкой" так называлась основная часть внутреннего дымохода. Вся эта система отопления была продумана рационально, чтобы выделяемое тепло использовалось как для приготовления пищи, так и для обогрева помещения. Во время холодного периода, когда топили печку и готовили еду в доме, то дети могли сидеть либо на лежанке, которая являлась продолжением печки, либо на лежанке русской печи, прислонившись спиной к  грубке, которая практически обогревала нужную часть жилого помещения. Топили тизяком, немного дровами, потом, уже в 60-е годы начали топить и углем.
"Каса Маре" была особой комнатой, в которой  собирались только для особых мероприятий: на кумэтрии, свадьбы, на храм села. Раньше дни рождения не принято было отмечать. Эта комната была покрыта таинством. Наружные окна закрывались дополнительно ставнями, поэтому там царил полумрак. Внутри был поставлен большой резной стол, вокруг которого  были лавки, накрытые красивыми домотканными ковриками, которые назывались "Лайчеры". На одной из стенок висел красивый молдавский ковёр "Рэзбой", который являлся главным украшением этой комнаты. В то время не каждая семья могла себе позволить иметь такие дорогие ковры. Вдоль стенки с ковром находилась софа, на которой аккуратно складывались ярко красочные домотканые  ковры и подушки. Бабушка Анастасия объясняла нам, что всё это приданное для детей или внуков. Рядом с софой на лавке находился большой красивый резной закрывающийся ящик "Лада" или по украински - "Скреня", в котором бабушка бережно хранила свои вещи. Одежды по тем временам было немного, поэтому к праздничной одежде относились очень бережно. Бабушка Анастасия Аксентьевна (Гарлачук), (Дочу), Гладыш родилась в 1884 году и умерла в 1964 году. Молдаванка. Родом из Кетрошики, Единецкого района. Её первый муж по фамилии Дочу погиб на фронте в первой мировой войне. От первого брага у неё остался сын Александру Дочу, который родился в 1914 году и умер в 1965 году. Бабушка Анастасия в последствие вышла замуж за дедушку Иосифа в 1921 году, у которого  умерла жена и осталось трое детей: Семён, Александра и ........ За время их совместной жизни у них родилось трое детей: Иван (Ион), Ольга(Олица) и Козма (так называла наша бабушка своих детей).
Немного истории: Гладыш Иван (Ион) Иосифович родился в 1922 году и умер в 1977 году. Гладыш (Омик по мужу) Ольга Иосифовна родилась в 1924 году и умерла в 1981 году. Гладыш Кузьма Иосифович родился в 1925 году и умер 1996 году.
2 часть. Семья Иосифа Гладыша была большой. В доме проживало 9 человек. В доме царила тёплая и рабочая атмосфера, нормальные отношения между всеми членами семьи, где, конечно, главную роль играл хозяин - дедушка Иосиф. Особенно запоминающимися были моменты когда бабушка Анастасия в каждую субботу пекла хлеб и плацинды. В этом вопросе она была непревзойдённым мастером. Хлеба всегда пеклось очень много, так как хлеб, наряду с мамалыгой считался главным продуктом питания.
Другой особенностью хозяйства было наличие большого сада. в огороде было посажено очень много фруктовых деревьев: сливы, абрикосы, яблони, шелковица. Но особенно много было вишнёвых деревьев. настоящий вишнёвый сад. В то время в селе вишен почему-то было мало. И когда наступал период созревания вишен, то к нам приходили односельчане и собирали их за третью долю, т.е. денег не платили, так как их ни у кого их особенно не было. Польза была обоюдной. Но в селе все знали, что самые лучшие вишни, конечно же у Иосифа Гладыша. Из собранных ягод и фруктов варилось варенье и повидло, в большом количестве. Конечно же, главная проблема, которую надо было решать - это хранение этой продукции в течение всего года. В то время повидло и варенье хранили в глиняных горшках, но с течением времени верхняя часть всё таки покрывалась плесенью. Чтобы этого не происходило, бабушка после выпечки хлеба(первая печь), плацинд(вторая печь), в обязательном порядке помещала в ещё не успевшую остыть печь горшки с повидлом и вареньем, которые хорошо пропекались и покрывались защитной румяной коркой, благодаря которой продукция ещё долго сохранялась. Все члены семьи намазывали на хлеб варенье и ели с большим удовольствием. Когда мы пошли в школу, то в сумку вместе с книгами нам обязательно клали два куска хлеба с вареньем, завёрнутые в чистый платочек. Конечно же таким деликатесом в школе нам приходилось делиться со своими одноклассниками, так люди жили очень скромно и не всегда могли позволить себе прийти в школу с куском хлеба.
Особенно трудно пришлось бабушке Анастасии в период голодовки 1946 - 47 годов. Послевоенный период, засуха, какой молдавская земля ещё не видала, государственные поставки, где независимо от выращенного урожая, необходимо было сдавать определённое количество продукции. Представители органов власти забирали всё, особо не беспокоясь о том, как будут выживать люди. Более проворные прятали часть урожая, надеясь на то, что не всё смогут найти и забрать, думали не о себе, а о детях. Надо было выживать.
В то время у бабушки Анастасии была корова с телёнком. Корову пас мой отец Семён, за это бабушка отдала нам  телёнка, которого мы держали в сенях в доме. Весной мы его вывели в сарай, и в первую же ночь его украли и зарезали на мясо. Через две недели после этого от голода умер мой отец. Беда в течение месяца ходила вокруг нас. Ещё через пару недель обокрали весь наш дом, вынесли скромную утварь, старенькие коврики, которые видимо променяли на хлеб. Голод устанавливал свои правила. Народ потерял совесть и порядочность, не было сострадания и уважения к окружающим. Каждый выживал по своему и судьба других ему была безразлична. Ели то что можно было положить в рот, если на это ещё хватало сил. В меню входили: бурьян, крапива, лобода, которые считались деликатесами.
Люди умирали массово на улицах, под заборами. Чаще случалось так. что они выходили из дому в поисках пищи и в надежде на на то, что принародно их смерть не настигнет. Но реальность брала своё. Появлялись случаи каннибализма. Хоронили без гроба и то если были родственники. Ямы рыли неглубокие, не хватало сил на это. Моего отца Семёна Гладыша хоронили как положено в гробу и со священником, которого привезли из соседнего села Стольничаны. В доме разобрали деревянную лавку и из этих досок сколотили гроб. В тот день на кладбище Радовичей (так называется наша часть села) хоронили двух покойников: моего отца Гладыша Семёна Иосифовича и мужа тети Санды по фамилии Ботнарюк, впоследствии она вышла замуж за Александра Дочу, сына второй жены деда Иосифа - Анастасии Гарлачук -Дочу.
Бабушка Анастасия была по большому счёту мастером на все руки и уважаемым на селе человеком. Она ткала очень красивые молдавские ковры. Всё это делалось регулярно с большой любовью и хорошим эстетическим вкусом. По традиции зимой и к весне в доме устанавливался ткацкий станок (Кросна) и в течение месяца велась работа на нём. Вначале ткались настенные ковры, а затем налавники (ковры для лавок) и для пола. После окончания работы, ковры выносились на улицу, вывешивались на заборах. Красота была неописуемая. Яркие краски, притягивали доброжелательные взгляды соседей, родственников и односельчан. В зимний период в бабушкином доме устраивались посиделки. Зимой темнело рано, а в каждом доме работы было много. Надо было прясть, ткать, вышивать и шить одежды. Чтобы коротать время с пользой, женщины-соседки приходили в обычные дни к бабушке Анастасии со своей работой, а в выходные просто так посидеть и поговорить. Бабушка Анастасия запомнилась и как акушер. Раньше женщины в селе в основном рожали дома. Почти все роды в селе проходили под её присмотром и с её квалифицированной помощью.
Она умела готовить мази для лечения кожных заболеваний у маленьких детей. Мази она готовила из семян конопли по особому рецепту, в течение довольно долгого промежутка времени, методом возгонки. Помню только то, что мазь получалась густая и тёмно коричневого цвета. Стоило только один раз помазать бубки этой мазью, то их как будто бы рукой снимало. За этой мазью к ней приезжали со всей Молдавии. Не помню только, чтобы с кого-то она брала деньги. Тогда это видимо не было принято. Она старалась делать людям добро.
При проведении свадеб и кумэтрий бабушка Анастасия была главным поваром и главным пекарем. Не так легко было испечь праздничный хлеб, свадебные калачи или приготовить стол для свадьбы или кумэтрии. У неё это всё получалось, поэтому к ней приходили все.
Как домохозяйка бабушка Анастасия следила хозяйством и всё у неё было продумано. Полное хозяйство вести, как тогда было принято удавалось не всем. Корова, овцы, свиньи, куры и утки - это было в обязательном порядке. Каждый из этих видов домашнего хозяйства имел по несколько назначений. Так корова и овцы, кроме того что они давали молоко и мясо, рационально использовался навоз для изготовления тизяка, как основного вида топлива. Целое лето бабушка своими измученными руками руками лепила и сушила на солнце его. К концу лета вырастали целые горы этого высококалорийного топлива, которого по её расчётам должно было хватать минимум на два сезона. Использование тизяка начиналось с того момента, когда приготовление пищи производилось в доме, на плите с рядом расположенной лежанкой. Еду для всей семьи готовила в основном только бабушка. Эта тема даже не обсуждалась и в это было вне всякого сомнения. Толи ей это нравилось, или она считала, что еда приготовленная другим человеком будет иметь другой вкус. Всё, что ставилось на стол отличалось отменным вкусом, особенно молдавский борщ с особой кислинкой или зама. Борщ варился на кислой закваске из отрубей, запасы которой каким-то образом всё время пополнялись. Обязательно в рационе была фасоль, творог со сметаной, мамалыга со шкварками и солёной коровьей брынзой, жаренные куриные яйца и вареники. Ели за небольшим переносным столиком. Садились за стол одновременно. Ели молча. Вставали из за стола все одновременно, поблагодарив бога и хозяйку за вкусно приготовленную еду. Еда была калорийной и качественной. Может в чём-то другом можно было себе отказать, но только не в еде. В семье считалось, что сытый человек, это здоровый человек и хороший работник.
Другой дедушка по материнской линии Григорий Ватаман умер молодым в 1950 году, в возрасте 44 года.
По просьбе Вашей мамы Кати я вместе с ней пошли навестить его уже тяжело больного. Мама Катя несла на руках своего годовалого сынишку Борю, которого очень хотел видеть дедушка Григорий. Как сейчас помню, когда мы вошли в дом он лежал на кровати. Увидев внука, он приподнялся, сел на кровать взял внука Борю на руки, долго играл с ним с очень приподнятым настроением. Нам он говорил, что видит будущее своего внука Борьки, который уже сейчас очень сообразительный, и что он будет хорошо учиться в школе и станет великим человеком. Прощаясь с нами дедушка Григорий поцеловал своего первого внука, перекрестил его и почему-то мне особо запомнилась фраза, сказанная им  "Партизан, ты мой". Очень скоро его не стало.
О женитьбе отца Козьмы.
После освобождения севера Молдовы от фашистов дядю Козьму весной 1944 года в 19 лет призвали в армию. воевал на фронте в Венгрии и Австрии, служил более 3-х лет, был ранен в ногу осколком. Свой довольно большой шрам старался никому особо не показывать, не любил, что его кто-то жалел, ведь он считал себя героем. В 1945 году в возрасте 9 лет я пошла в школу. Будучи уже во втором классе, я написала письмо дяде Козьме в армию. Он был очень рад этому, так как в армии любая весточка из родного края делает службу более лёгкой и придаёт силы, приближая день мобилизации и уверенность в том, что тебя с нетерпением ждут родные и близкие. Как потом выяснилось каждое письмо полученное из дому, читалось перед всеми солдатами, потому что все должны были знать, что происходит на гражданке. Особым авторитетом в армии пользовался тот солдат, которому чаще приходили письма. Вскоре мы получили письмо, в котором была и его армейская фотография, которая и по сей день хранится у нас дома. После окончания войны мы вели переписку с дядей Козьмой. Получив письмо, я приходила к бабушке Тасии, садились на приспу и многократно прочитывали его. Затем, конечно под диктовку бабушки, мы писали ответ, описывая наиболее значимые события, происходящие как в нашей семье, в семьях родственников, так и в родном селе Шофрынканы,
По прибытии из армии 1948 году отец Козьма вскоре женился на Кате Ватаман. Выбор был сделан наверное по совету наших родственников. Схема знакомств была очень проста. Родная сестра моего отца Александра была замужем за Алексеем Ватаман, у которого родной брат Григорий (в народе Горя) воспитывал двух дочерей: Катю и Марусю. Видимо встречаясь на совместных родственных мероприятиях 18 летняя красавица Катя приглянулась уже отслужившему армию, бравому парню, герою войны Козьме Гладышу. Редкие встречи, закончились наверное признанием в любви и предложением о создании семьи. Запомнился холодный осенний ноябрьский день, когда Катя вместе с своими подружками пришла в бабушкин дом для того, чтобы пригласить будущую тёщу на свадьбу. Толи так было принято раньше, толь жених был очень стеснительным, но в тот день бабушка Анастасия впервые встретилась со своей будущей невесткой. В доме было много народу, ведь такое случается не часто. Знакомство состоялось, встреча прошла в тёплой обстановке. разговаривали на разных языках: бабушка плохо говорила по украински , а Катя не очень хорошо по молдавски. Так затем и в совместной жизни, говорили каждый на своём языке, но понимали друг друга с полуслова. После ухода Кати с её подружками присутствующие женщины были в восторге от Катиной красоты.
О взаимоотношениях Екатерины с моей мамой Варварой Гладыш.
В конце 1948 года в селе были образованы колхозы.
Земля у крестьян была либо отобрана насильно, либо сдана добровольно. Колхозов было несколько, хозяйства слабые. Техники почти не было, пахали и сеяли лошадьми, а обрабатывали землю в основном сапой. Основным трудом для женщин в селе стала работа в поле, прашовка и уборка урожая: кукурузы, подсолнуха, фасоли. Труд был очень тяжёлым, оплата за труд была мизерной. в основном платили не деньгами, а сельскохозяйственной продукцией. На трудодни в конце года выдавали немного пшеницы по 200 -300 килограммов и до 500 кг кукурузы в початках. Вот и весь заработок. Но люди, пройдя через многие испытания, а именно через голод и репрессии смирились и довольствовались малым. Во время сбора урожая, каждый работающий в порядке вещей незаметно для звеньевого или бригадира приносил домой сумку початков либо подсолнуха, что и было дополнительным заработком. Конечно, если кто и брал побольше, то это грозило суровым наказанием, вплоть до тюрьмы на довольно длительный срок.
Весной 1949 года мама Катя вышла в поле. в тогда уже образованные колхозы. Вместе с ней вышли и её подружки, молодые  девчата, которые работали азартно и положительным настроем. Все верили в то, что с победой над Германием и возвращением Молдовы в СССР жизнь в нашей стране существенно изменится в лучшую сторону.
Моя мама Варвара была старшей наставницей молодёжи. Когда раздавали нормы, то Катя старалась брать свою норму рядышком с моей мамой, они никогда не ссорились, старались помогать друг другу, а чаще выданные нормы обрабатывали совместно. Вначале выполнят одну, а потом другую. Им казалось, что таким образом работа идёт быстрее.
Рождение внуков.
Поздней осенью в ноябре месяце, в колхозе ещё чистили кукурузу. Было очень холодно. После работы моя мама Варвара, прибегает домой и говорит мне: "Беги быстрее к бабушке Докие и скажи ей, что Катя родила сына" Бабушка жила в самом центре села, а мы на краю, на Радовичах. Расстояние в полтора километра, я преодолела почти мгновенно, так как мне казалось, что несу бабушке радостную весть - рождение первого внука.
Твой брат Вася родился зимой 1952 года в Великий праздник на Новый год по старому, в День Святого Василия. Помню ваши родители долго ходили и мучаясь, подыскивали имя. Но бабушка Анастасия, глубоко верующий человек, твёрдо настояла на своём. Она считала, что имя уже дано оттуда, сверху. И всем рассказывала, что у неё родился внук Василий. На этом и сошлись. Примерно через полтора года в октябре 1953 года родилась и ваша сестричка Лида. В доме была детская колыбелька, которая верёвкой была привязана к потолку. Все вы когда были маленьким, то в основном говорили на молдавском языке. Бабушка Анастасия другого языка не знала. Вася, будучи маленьким, лез в колыбельку к Лиде и говорил: "Ам сэ скот окий ла сора" и совал свои пальчики прямо ей в глаза. Конечно бабушка Анастасия старалась не оставлять маленького ребёнка без присмотра.
Так как мы жили в по соседству, практически в одном огороде. Моя мама в свободное время прибегала к бабушке брала детей на руки, играла с вами, целовала и всем говорила, что у неё самые умные племянники.
Несколько интересных случаев из вашего детства. Когда Боря был маленьким, то он не хотел ходить в садик. Моя мама уговаривала его "Боря, иди в садик, там дают мёд и арбузы". На что Боря отвечал "Не хочу мёд, не хочу арбузов, хочу оставаться дома, тут мне очень интересно". И еще есть один интересный случай из твоего детства Боря, о котором мне хочется вспомнить. Когда тебе было 5 лет, ты любил играть и разговаривать как будто на немецком языке, только одно непонятно было нам откуда ты выискивал эти слова. Боря рано научился писать и читать. Правда писал левой рукой, грамотно, но коряво. Уже будучи учеником, любить читать подшивки старых газет "Пионерская правда и "Юный ленинец". Бывало так, что Боря, выполнив бабушкины задания, возьмёт старые газеты, спрячется в сарай и наслаждается чтением. Пока его найдут, проходило определённое время, за которое он мог многое узнать из газет и журналов.
Запомнился случай из Васиного детства. Он не любил пустышку,  хотя очень рано его отлучили от груди. Бывало дадут ему пустышку, так он её возьмёт в одну ручку и вместо неё в рот совал большой палец другой руки. Потеряв пустышку, он вместо неё держал в руках тоненький платочек и пальчик во рту. Однажды произошёл такой курьёзный случай, когда платочек потерялся где-то там во дворе. Придя с работы родители увидели плачущего мальчика, который ни за что не хотел ложиться спать, пока не найдётся платочек. Родителям пришлось искать уже в темноте, с зажжённой лампой, потерявшийся платочек. Когда нашёлся платочек Вася довольный лёг в кровать и спокойно уснул.
Лида, будучи маленькой, ждала нас с нетерпением, когда мы с мамой вернёмся с работы домой. Мы еду готовили в печке на улице. Бывало Лида прибежит к нам, подойдёт к печурке и спрашивает мою мать , что ещё принести. Побежит в дом и приносит, то муку, то посуду, то в печку подбросит веточки, а потом в обязательном порядке сядет на ручки к тёте Варваре и хитро смотрит ей глаза, мол заработала. Лида любила трудиться с самого раннего детства.
Военный период
Война в Молдове началась сразу 22 июня 1941 года. Вообще-то наши люди привыкли к не спокойствию и изменениям в обществе. С 1918 года по 1940 год находились под румынской оккупацией. В 1940 году пришла долгожданная свобода, которой люди наслаждались не долго. По нашему селу прошли немцы совместно с румынами. Немцы пошли дальше, а румыны остались хозяйничать, т.е. следить за так называемым новым порядком. Наша территория переходила из рук в руки. И каждый из простых людей не знал, что его и его семью ждёт завтра. А жить надо было, росли дети, надо было думать о еде и одежде и о судьбе своей и своих детей. В 1940 году после освобождения Молдавии от румынской оккупации часть наших шофрынканцев, которые служили в румынской армии не успели демобилизоваться и выступили совместно с румынами против красной армии т.е. против Советского Союза.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Календарь

Поиск

Ваш Профиль


гость
9:21:17
Группа: Гости

Общение

Наши Достижения!

Документы

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 302
Слушайте Радио вместе с Сайтом Glodeni2.Ru
Радио онлайн

Сделать бесплатный сайт с uCoz