Народное образование всегда
являлось и является своеобразным зеркалом, в котором отражается
социально-экономическое и политическое
развитие любого общества.
В конце марта 1944 года
Глоденский район, в числе других районов северной зоны Молдовы, был освобождён
от немецко - фашистских захватчиков.
Наряду с восстановлением разрушенного
хозяйства, серьёзное внимание тогда уделялось восстановлению школьных зданий и
помещений, ремонту школьного оборудования, сбору учебников и школьных программ,
оставшихся с до военной поры. Ставилась задача завершить учебный год и
одновременно готовиться к новому 1944-1945 учебного года.
На начало 1944-1945 учебного года
в Глоденском районе были открыты 24 школы. Из них лишь в Глодянах средняя
русско-молдавская школа, остальные – начальные и семилетние. По штату району
требовалось 200 учителей, но приступили к работе только 60. Нехватка
педагогических кадров – одно из сложнейших проблем того времени. Другой острой
проблемой являлась нехватка помещений, учебных классов. Из-за этого Глодянская
средняя школа размещалась в трёх зданиях общей площадью 941 кв.м.. Ещё одной
сложнейшей задачей была нехватка учебников и литературы.
Тем не менее, 6 октября 1944 года, с опозданием на 1
месяц, в Глоденской средней школы начались занятия. Они проводились в две
смены, а по вечерам работала вечерняя школа по ликвидации не грамотности и
малограмотности взрослого населения. На первое сентября 1947 года в школе насчитывалось
630 учащихся. В том же году было закуплено различного оборудования на сумму
10000 рублей и созданы кабинеты физики и биологии. Создан учебно – опытный
участок площадью 2 гектара. Пополняется
и библиотечный фонд. К примеру если в 1947 г. в школе изменилось
600 книг, то в 1953 г.
Общее число книг составило 3300 экземпляров, из них 2000 книг для внеклассного
чтения. Так по крупицам создавалась материальная база Глоденской средней школы.
Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения на
территории Глоденского сельсовета- славная страница истории Глоденской средней
школы. Причём данная социальная проблема была решена в рекордно короткие сроки./Речь идет не
только о Глодень /. Скажем , на начало 1948 г. в райцентре насчитывалось 319 неграмотных
и малограмотных взрослых людей в 24 группы. Группы создавались по участкам. За
каждым или несколькими участками закреплялись учителя-методисты и культармейцы , как правило , ими были
старшеклассники . к концу года подавляющее большинство обучавшихся группах
ликбеза успешно выдержали экзамены и теперь уже главным содержанием работы этих
групп стало повышение общеобразовательного уровня. Большая заслуга в этом
принадлежала учителям: Скобиоале В.А. ,Пшилипяк А.В , Руденко Р.Д. , Эльзон Д.А. ,Гладкой
В.А. , Климович М.Г. и культармейцам Моглан М., Буза Д. ,Пасат Е., Буза Н.,
Парайку М., Тома Е…Всего 15 учителей и 34 культармейца .
1 октября 1949
г. На базе Глоденской средней школы была открыта средняя
вечерняя школа на 12 классов с числом учащихся около 200 человек .
1947-1948 учебный год – особый в летописи Глоденской средней
школы, и, вообще в истории народного образования бывшего Глоденского района . В
этом году пять учащихся школы : Прозоровский Петр , Войноровский Вадим , Савина
Лидия , Гнатюк Михаил и Захаров Виталий стали первыми выпускниками школы ,
получившие аттестат зрелости за 10 классов. Правда, «ввиду невозможности
создать на месте комиссии по экзаменам на аттестат зрелости из-за отсутствия
учителей с соответствующим образованием и малочисленности учащихся Глоденской
средней школе » согласно приказу министра просвещения МССР от 15 апреля 1948 года первые выпускники
для сдачи экзаменов были направлены в Рышканскую среднюю школу. Впоследствии
все они окончили различные высшие учебные заведения и успешно трудились на
избранном поприще .
Вторая половина 40-ых и начало
50-ых – период становления школы ,период , когда в ней закладывались традиции,
которым остается верным третье и теперь уже четвертое поколение учителей
Глоденской СШ – 2.Это прежде всего качество и прочность знаний учащихся ,
активное участие в общественной жизни города , живая реакция на все новое ,что
достигнуто в области педагогики и школы .
Из года в год рос контингент
учащихся школ. В связи с этим в 1968 году произошло деление ее . Молдавские
классы были объединены в самостоятельную школу и , таким образом, в поселке
возникли две школы : № 1 –молдавская средняя и № 2 – русская средняя .
В 60-70-е г.г. в Глодянах шло
промышленно-гражданское строительство: расширение производственных мощностей эфиромасличного,
консервного завода, строились хлебокомбинат, сахарный завод, объекты социального и
культурно-бытового назначения. Выросло количество населения посёлка, а, значит,
и учеников.
Старое здание второй школы не
вмещало всего количества учащихся. Назрело необходимость строительства нового.
И к 1 сентября 1974 г.
Ученикам и учителям были преподнесены символические ключи от нового трёхэтажного здания, в котором
вторая школа живёт и трудится по
настоящее время. Правда, из-за неполадок и недоделок и недоделок занятия в ней начались в январе 1975 года.
Таким образом, Глоденская СШ-2 в
мае нынешнего 1999-2000 учебного года отмечает двойной юбилей: 55 лет со дня
основания и 25 лет со дня выпуска первых выпускников из нового школьного
здания.
За этот период школа прошла
славный путь. В числе первых в районе
Глоденская СШ-2 перешла на кабинетную систему обучения , многие годы в школе
стопроцентная успеваемость, коллектив
школы неоднократно становится победителем соревнований среди школ бывшего Глоденсного
района, добиваясь лучших показателей в обучении и воспитании подрастающего
поколения.
Учащиеся школы традиционно
успешно выступают на районных и республиканских олимпиадам по различным
предметам. Например, в 1981-1982 уч. Году учащихся Глоденской СШ-2 на районной
олимпиаде заняли 21 призовое место, из низ 13- первых. В 1982-1983 уч. Году –
20 призовых мест. В 1991-1992 уч.году- 36. В 1999 году – 40.
Из числа победителей разных лет
хочется назвать имена учащихся Пыргарь Анна, Скитская Людмила, Ткач Екатерина,
Романюк Наталья, Мировский Ян, Казак Лилия, Норок Наталья, Кузовков Дмитрий,
Ревенко Александр, Чеботарь Олег, Мучерская Людмила, Пасечник Ира, Гуцу Алёна,
Севенюк Алла, Подгородня Маргарита и многие другие.
В этом заслуга и учителей,
которые готовили учащихся к олимпиадам. Лучше других выстутали воспитанники:
Грицай А.А., Визитиу Э.П., Ольваники М.Е., Дану Е.Ф., Цеслинской Е.Д., Гурской
Л.В., Аджигирея В.А., Щербиной Л.М., Черемихиной В.П., Слабарь Е.Е., Штефанская
З.П., Гладыша В.К., Веретко З.Т., Куцулимы Ю.С., Никулицэ Л.В. … И этот
перечень можно ещё продолжить.
Не случайно по - этому часть
учащихся заканчивали школу с золотой и серебряной медалью. Так, только в течение 15-ти
лет, с 1976-1991 год, 33 ученика, получили столь высокие награды. Среди них сестры
Мучерские: Виктория и Людмила, Пасечник Ирина, Афанас Марина, Зенина Наталья,
Грицай Алекандр, Мокану Виолетта, Томаш Алексадр, Щербина Нелли, Арама Светлана,
Луцик Наташа, Братья Головнёвы: Юрий и Григорий, Чеботарь Олег, Севенюк Алла,
Гуцу Алёна, Данилова Елена, Чур Виолета и др.
Военно-патриотическое воспитание
подрастающего поколения – одно из основных направлений Глоденской СШ-2.
Особенно активно оно проводилось в 70-80-е годы, когда военруком был ныне
покойный майор в отставке Китикарь М.И.. Команды «зарничников», «орлят»,
санитарных дружин, юных радиолюбителей неоднократно занимали призовые места
среди школ Глоденского района. Успешно выступали они и на республиканских
соревнованиях. И наверное не случайно, что многие юноши, выпусники нашей школы,
впоследствии стали офицерами, посвятили свою жизнь делу защиты Родины. Среди
них братья Войновские: Анатолий, Александр и Геннадий, Мокану Игорь, Крицкий
Михаил, Грицай Александр, Пасечник Геннадий, Комов Александр, Петрик Иван, Шубернецкий Виталий, Кудрявцев Валерий, Пасечник Юрий,
Панько Вячеслав и др., всего около 60-ти человек.
Многие выпускники школы поступили
в педагогические ВУЗы и вернулись в родную школу. И сегодня почти каждый третий
учитель школы- бывший её выпускник. Среди них- Цислинская Я.В., Грицай А.А.,
Райку А.С., Березовская Э.Д., Моглан Н.В., Романюк Л.Н., Вакарь Н.А., Никулица
Л.В., Шингур Л.П., Иванова О.М., Кузьмич В.А., Кимаковский И.С., Война И.В.,
Петрик Л.М., Мартель М.В. и Щербакова М.И..
Сегодня Глоденская средняя школа,
как и в целом народное образование республики переживает сложное, трудное
время. Школа испытывает серьезные
проблемы с нехваткой книг, оборудования, дидактического материала, упал престиж
знаний. Те негативные перемены, которые происходят в обществе, напрямую влияют
и на народное образование. Но в школе усилиями дирекции всего педагогического коллектива
сохраняется дух творчества, желание работать, обучать и воспитывать
подрастающее поколение. А это главное! |