Эссе
Тема:
Выбор стратегии образования:
«Школа
Знаний» или «Школа Жизни?»
В реформировании современной школы преобладает «либеральный»
подход – игнорирование социальной человеческой сущности, отрицание
необходимости сочетать обучение и производительный труд. Представление о
безусловном антагонизме личности и общества, государства, коллектива –
превратило процесс формирования человека в нечто противоестественное.
В педагогической теории и
практике возникла ситуация непредсказуемости, беспомощности и хаоса.
«Яд антисоциальности» стал
разъедать глубокие основы становления личности. Общество признаёт право на
выбор и самореализацию, при полном безразличии к личности и к её поведению.
В становлении личности всеобъемлющее
значение приобрели стихия рыночных отношений. Произвол средств массовой информации и шоу- бизнес. Это вполне удовлетворяет «творцов реформ».
Индивидуальнось превратилась
в свою противоположность – Личность, поглощённую социумом. Она стала
стандартизированной и обезличенной.
Деидеологизация и
деполитизация школы были допустимы на этапе ликвидации формализованной советской школы. Но вместе с
этим была подорвана основа личности – её духовность, гражданственность и
нравственная зрелость. На современном этапе обществу нужен достойный социальный
идеал, обще значащих нравственных ценностей.
Немного истории.
Плохую роль в принижении
задач воспитания сыграла идея «целостностного учебно-воспитательного процесса»,
основанного на обучении. Она массированно внедрялась в советскую педагогику в
течение десятилетий.
Текущие лозунги: «Повышение
эффективности работы школы на основе укрепления единства процессов обучения и
воспитания – важнейшая область педагогического творчества». Но в
этой логике воспитание подчинялось обучению (т.е. – было второстепенным, не равным обучению).
Приоритет обучения породил
установку: «Урок – основная форма учебно- воспитательного процесса».
Считалось, что знания,
определяли поведение людей, и не было необходимости в особом воспитании. Иначе, чем
объяснить то, что из советской школы вышли не только яростные антикоммунисты,
но и масса аморфных людей, которые легко поддаются манипуляциям..
Современная школа в какой-то
степени старается адаптировать молодёжь к условиям рыночной экономики и
рыночной демократии.
Первый вектор уже наметился – это возвращение к опыту
советской школы 70-80-х гг. восстановление значимости внеклассной и внешкольной
работы, т.е. расширение того, что сейчас называется «дополнительным
образованием».
В таком же плане следует рассматривать и тенденцию к
воссозданию детских и юношеских организаций. Прежний педагогический опыт в деле
воспитания был мало-эффективным. Яркий пример – бывшее воспитание «на
революционных, боевых и трудовых традициях советского народа», «на примерах
жизни и деятельности В.И. Ленина» и др. стало источником для издевательских
насмешек над нашим прошлым в СМИ.
Воспитание. как таковое было
заменено «воспитывающим обучением». Приоритет закреплялся за знаниями и
«мировоззрением», а не за практическим опытом поведения и деятельности,
направленной на развитие личности и самовыражения. Считалось, что эти качества сформируются сами
по себе.
В итоге советская школа
«Школа Учёбы» со своими задачами не справилась. Советская школа базировалась и
оказывала воздействие на учебной группе, школьном классе. Школа, её образ жизни
не рассматривался как эталон воспитания человека и подготовки его к будущей
жизни.
1. «Воспитание в коллективе и
воспитание через коллектив» - такова была философия советской педагогики.
2. «Чем больше требования к
человеку, тем больше уважения к нему» (По А.С. Макаренко).
Плохо организованный
общественно-полезный производительный труд школьников (летние и осеннее-полевые
работы), без материальной заинтересованности, не стимулировали материально и не
развивали в ученике трудовую потребность. Пионерская и комсомольская
организация бюрократизировалась, и в конце концов утратили своё былое
предназначение, активно действующих объединений детей и молодёжи.
Формализм, неэффективность,
декларативный характер признавался как учителями, так и учащимися. Так
«Воспитательные мероприятия» обычно проводились в школе в самое неблагоприятное
время, как правило, после многих уроков. В этих условиях возникала профанация
мероприятий, росло негативное отношение к ним.
Государственная система
воспитания работала плохо и неэффективно. Классный руководитель работал в
тяжелейших условиях и становился «козлом отпущения» за
фундаментальные пороки в содержании и организации воспитательного процесса,
который во многих случаях превращался в одну видимость.
Развёртывание в последствии широкой сети внешкольных
учреждений: домов пионеров, пионерских лагерей, детских библиотек, театров и
кино, туристических баз, СЮН и СЮТ, спортивных школ и т.д. – смягчали
недостатки «Школы поучений». Действуя разрозненно, школа и внешкольные
учреждения не смогли обеспечить
целостность воспитательного процесса – главного условия его эффективности.
Внешкольными учреждениями охватывались лишь небольшая часть школьников,
преимущественно в городах и районных центрах.
Вывод: «Школа учёбы» на
определённом этапе развития общества сыграла выдающуюся роль в социально-педагогическом
развитии советского общества. Но затем она превратилась в орудие монополии
правящей «элиты» на интеллектуальное образование.
Школа
Жизни
Немного
истории. Я Коменский в труде «Великая дидактика» и И. Гербарт своей концепцией
«воспитывающего обучения», продолжали развивать линию Сократа – Платона,
которые считали, что «истинная добродетель - есть истинное знание». В их
понимании взращивать молодых людей означало пробуждать в человеке «царство
идей».
Пока просвещение касалось
только избранных, оно было самодостаточным, на него особо не обращалось
внимание. Но, в то же самое время, народные массы проходят «свои университеты»
«в школе жизни»: едва встав на собственные ноги. Ребятишки начинают нянчить
младших. Помогают взрослым по хозяйству, становятся малолетними пастушками, возницами,
подмастерьями. Они начинают тянуться к
знаниям, возникает жизненная потребность – ликвидация безграмотности. Вспомним,
что с развитием капитализма потребовалось открытие сети «реальных училищ». В то
же время сформировались педагогические идеи Л. Толстого «о свободном
развитии личности». То есть возникла «социальная
заявка» на постепенный переход от системы школьной муштры, классической
гимназии и бурсы к подлинной «Школе Жизни», где органически бы соединилась бы
теория и практика, обучение и воспитание. Но этот синтез, не был достигнут и до
сей поры.
Новая школа, новая дидактика,
станет инновационной в том случае. Когда в образовании две функции: обучение
и воспитание будут разделены, но приоритетным будет признано воспитание.
Воспитание – становится ведущим
компонентом. Перестановка в самом предмете педагогики двух её главнейших
категорий, когда на первое место выходит не обучение, а воспитание, создаёт
принципиально новую ситуацию. Воспитание уже больше не смешивается с
обучением.
В Школе жизни – главенствует воспитание, - это изначальная форма
общественного существования.
«Народная педагогика» действует через семью и социум вообще.
Главным воспитывающим фактором в ней является «Образ жизни» взрослых и детей,
их совместная деятельность, семейное хозяйство, органическая связь поколений.
Эта концепция лежит в основе творчества Ж.Руссо и И. Песталоцци.
Их знаменитый тезис «Жизнь образует и взращивает».
Но кого может взрастить
больное общество.
Наши школы (в том числе и в Молдове) всё время были – школами знаний ,
исключением был Царскосельский лицей и Ясно Полянская школа. Советская школа
прошла долгий путь своего формального становления.
Интересен опыт А. С. Макаренко. Который внёс принципиально
новые идеи о связи школы с жизнью, воспитание в труде и коллективе. Он стремился
к созданию целостного педагогического процесса. К воспитанию личности в
единстве её интеллекта. Эмоционально-чувственной сферы и воли, практических
действий. В центре внимания всегда был «созидательный творческий актив личности».
А.С. Макаренко считал, что нужно воспитывать хозяйственную позицию по отношению
к окружающему миру, педагогическое учреждение должно развиваться по линии
экономического прогресса с учётом экономического прогресса всей страны.
Последующие реформы в
образовании.
С 1964 года преоладающими были атрибуты формализма. Главным направлением
в деятельности учителей стало освоение школьных учебных программ. Якобы «программированного»,
«развивающего», «проблемного» обучения. Застой в социуме вызывал и застой в
педагогике.
В 1984 году – тенденция «движения педагогов-новаторов» и «педагогика
сотрудничества», где на первый план выдвигалась проблема изменений в школьном
обучении, а не в воспитании.
Что
будет завтра?
Л. Выгодский считает, что не пара «ученик -
учитель» определяет формирование личности молодого человека, а «правильно
организованная среда». Которая влияет на него самым решительным образом.
Триединая задача: обучение, воспитание, социализация.
Сейчас, когда среди юношей и
девушек разворачиваются с громадной скоростью социальные болезни алкоголизма и
наркомании, когда преступность молодеет и с детьми-правонарушителями власть уже
не знает, что делать – положительный опыт прошлого бесценен. Вспомним опыт Семёна
Калабалина. Который был и в нашей школе. Буквально на днях, в своем послании Федеральному собранию Путин сформулировал столбовую национальную идею России - быть страной, в
которой сохраняются традиционные ценности семьи, духовность. Ну, такая философия неоконсерватизма. И это очень сильный ход,
обреченный на популярность не только в самой России, но и далеко за ее
пределами. В современном мире, в той его части, которую мы по привычке
называем просвещенной и цивилизованной, происходят зачастую очень
странные вещи. На полном серьезе обсуждается инициатива неких
европарламентариев об обязательном обучении детей в школах мастурбации,
изнасилование 11-летней девочки уже не признается преступлением, а
совершивший его человек - оправдывается судом, вместо мамы и папы все
чаще в документах начинают фигурировать бесполые формулировки "родитель
номер один и родитель номер два", все чаще на серьезном экспертном
уровне обсуждается вопрос о запрете христианства, миллион человек
выходит на улицы Парижа протестовать против легализации однополых
браков, и никто не обращает внимание на эти протесты. Людей,
которые (как бы они ни были толерантны), не в состоянии переварить все
эти тектонические изменения в общественном устройстве, в общественной
морали - подавляющее большинство, пишет "Пульс". Не только в таких
традиционных патриархальных обществах, как наше, но и вообще - во всем
мире. И эти люди, безусловно, на ура воспримут программный путинский
тезис о России, как о стране, сохраняющей и экспортирующей традиционные
ценности, семейные и духовные. А духовные - не обязательно религиозные,
но и к примеру - ценности Великой Победы над фашизмом, которые долгие годы, даже десятилетия были подлинными европейскими ценностями.
Василий Гладыш 01.01.2014
года |