«О состоянии преподавания
и организации образовательной деятельности на уроках музыкального воспитания учителем
Кимаковским И.С. в контексте
школьного куррикулума по музыкальному воспитанию»
Ключевые слова: школьные компетенции, музыкальные
компетенции, эстетическая компетенция, куррикулум по музыкальному воспитанию,
музыкальное воспитание.
Цели: Изучение
соответствия организации образовательного процесса на уроках музыкального
воспитания и внеклассной деятельности
уровню куррикулярных требований.
Методы исследования: Посещение уроков и внеклассных
мероприятий, проверка документации, беседы с учащимися, классными
руководителями и родителями.
Констатации:
В рамках посещения уроков и внеклассных мероприятий, бесед с
учащимися, классными руководителями и родителями было установлено следующее:
Учитель располагает перспективным и поурочным планированием,
которые соответствуют современным
куррикулярным требованиям.
Каждый урок ориентирован на формирование специфических
компетенций для музыкального воспитания, как этапа в формировании общих
компетенций. Как считает Иван Семёнович
- процесс формирования музыкальных
компетенций во многом зависит от компетенции педагога-музыканта. А музыкант он
не превзойдённый. На уроках у Ивана Семёновича доминирует, как принято считать
в ЕС - культурная компетенция или компетенция уважения ценностей. Эти компетенции ориентированы на:
1. 1. Ценностях нашей молдавской национальной культуры
и культур других народов с целью их
творческого использования и самореализации
2. 2. Компетенциях толерантности и восприятия
межкультурных ценностей.
При проведении уроков
музыкального воспитания профессор музыки Кимаковский И.С. чётко
планирует операциональные цели, чётко указывая,
на что будут способны учащиеся к концу проводимого урока. Каждый урок организуется учителем как в
классическом, но чаще всего в и в интерактивном виде, конечно же с
использованием Интернета и различных
компьютерных ресурсов для отбора, обработки и представления учащимся нужной информации. Иваном Семёновичем накоплена необходимая информационная база данных (Сборники песен, музыкальные
произведения, станицы биографий знаменитых композиторов, музыкантов, дирижёров,
различные видео материалы и т.д.), которая
используется на каждом уроке. К сожалению пока не располагаем видео уроками, соответствующих нашему куррикулуму.
И.С. считает, что качественный современный урок музыкального воспитания
невозможно провести качественно без применения ИКТ и их применение на уроках даёт
ряд преимуществ, в частности:
1. 1.Переносится акцент в образовательном процессе с
учителя на ученика;
2. 2. Позволяет разнообразить дидактические методы;
3. 3. Облегчается доступ учащихся к информации, привлекается
внимание учащихся, улучшается запоминание изучаемых понятий, стимулируется интерес и мотивация к обучению;
4. 4. Способствует общению и сотрудничеству,
выполнению индивидуальных и групповых заданий;
5. 5. Позволяет полнее оценить результаты обучения.
Отрадно отметить, что установление Интернета
по всем учебным кабинетам было проведено по инициативе И.С. и поэтому при проведении уроков компьютер, наряду с музыкальными инструментами - являются главными составляющими. Используется компьютер рационально на различных этапах
урока: как при изучении новой темы, так и при закреплении пройденного материала и оценке знаний учащихся.
При проведении уроков, Иван
Семёнович наряду с классической структурой урока: орг. момент, проверка д.з., проверка знаний
учащихся, актуализация основных знаний перед изучением новой темы, закрепление
новых знаний, запись д.з. чаще проводит уроки по алгоритму ВОРР:
1. 1. Актуализация уже пройденного материала (Вызов);
2. 2. Выполнение основной программы урока (Осмысление
содержания );
3. 3. Интеграция изученного материала в существующую
систему знаний учащихся (Размышление и Расширение).
Уроки, проводимые Иваном Семёновичем логически продуманы, не связаны с перегрузкой и
изобилием д.з., однообразием, пробуждают интерес у учеников, вызывают их удивление и даже
восхищение.
Модернизация стандартов и образовательного куррикулума по
всем предметам, в первую очередь коснулось и музыкального воспитания, в котором произошли коренные изменения по следующим направлениям:
1. Перестановка акцента с исходного преподаваемого материала
на результаты, т. е. на компетенции;
2. Перестановка акцента со школьных дисциплин,
рассматриваемых через призму академической науки, к школьным дисциплинам,
приведенным в соответствие с социальными и индивидуальными потребностями
учащихся. На школьном небосклоне наряду с языками и математикой заняли своё достойное место предметы воспитательного характера: Музыкальное, физическое, гражданское,религиозное, эстетическое воспитание и т.д.
3. Отказ от совокупности академических правил, предписаний,
акцент на расширение функционально-практической стороны деятельности и
необходимость использования личного опыта учеников;
4. Снижение уровня «энциклопедизма», активизация развития
навыков эмоционального, интеллектуального труда, а также развитие основных
личностных способностей [6]. Среди новшеств, отличающих современный Куррикулум, можно отметить следующие: 1. Направленность учебного процесса на ученика, 2. Формирование музыкальных компетенций учащихся, как основа музыкального воспитания, 3.Междисциплинарный подход к обучению музыке, максимальное использование воспитательных возможностей музыкального искусства.
Место музыкального воспитания среди других школьных
дисциплин определяется следующими основными положениями: музыка сама по себе
представляет ценность; она значима вне зависимости от того, нравится она нам или нет; музыка – это
искусство, властно прокладывающее путь к сердцу и уму человека, вольно или
невольно воздействуя на его подсознание; музыка многофункциональна, она имеет множество
аспектов: познавательный,
воспитательный, интеллектуальный, рациональный, волевой, чувственный,
эстетический, философский, духовный, этико-моральный и другие. Совокупность
этих аспектов находит отражение как в воспитательном так и в учебном процессе.
Развлекательность – лишь одна из сторон присутствия музыки в нашей жизни. На всех уроках музыкального воспитания обучение осуществляется по основным направлениям: слушание/восприятие музыки, исполнение музыки, элементарное музыкальное творчество, размышления о музыке, что соответствует стандартам компетенций по предмету «Музыкальное воспитание», которые чётко распределены по четырем областям:
Слушание-восприятие музыки как художественного отображения жизни
(образов природы, истории человеческого общества, человеческих чувств и
переживаний, национальной/мировой культуры);
Вокально-хоровое
исполнение песен, романсов, баллад, песен-романсов, арий, доступных фрагментов
из крупных вокально-хоровых и вокально-симфонических произведений (кантат,
ораторий, опер и др.);
Творчество в рамках
различных форм ознакомления с музыкой (музыкально-ритмические движения,
импровизация, музыкальные игры, творческие задания и др.);
Анализ-характеристика
музыки на основе критериев определения ее художественной ценности
(постижение музыки через объяснение, размышление, оценивание с помощью новых
знаний, на основе личного опыта эмоционального сопереживания).
Главные элементы, из которых
складывается музыкальная восприимчивость учащихся:
- восприятие музыки:
слушание / слышание, духовное переживание.
- музыкальное чувство:
музыкальный вкус, эмоциональная реакция на музыку, выражение эмоций посредством
музыки и др.
- музыкальное
мышление: свободные музыкальные ассоциации, анализ музыки.
- мотивация: потребности, намерения, интересы.
- отношения: музыкальное сознание, понятия / убеждения,
суждения, оценки, значения, поведение и др.
В результате гармоничноого сочетание учителем разнообразных форм музыкальной деятельности (слушание, исполнение, творчество, размышление) и методов музыкального воспитания, подкрепленного использованием аудиовизуальных средств, происходит качественное изменения в области музыкальных
знаний, умений и отношений, которые, в свою очередь, формируют музыкальные
компетенции, повышают уровень музыкальных достижений учащихся
И. С. особое внимание уделяется музыкальному воспитанию в начальном звене. Соприкосновение с музыкой не оставляет ребенка равнодушным, оно дает ему
возможность проявить себя в разных качествах: зрителя-слушателя,
артиста-исполнителя, композитора-творца. Пребывание в этих трех образах
побуждает ученика понимать, заучивать, знать, уметь, исполнять, искать,
создавать, находить, участвовать в различных видах музыкальной деятельности. У
него появляется желание проявить свои способности, научиться понимать музыку и
выражаться на ее языке, размышлять над ее содержанием, мыслить посредством
музыкальных терминов и образов. Музыка становится для ребенка состоянием души,
она звучит внутри него, живет вместе с ним, она его преображает, формирует,
облагораживает. Музыка побуждает ребенка постоянно задавать себе вопросы и
искать ответы на них. Ответы же находятся только в деятельности, в творчестве.
Таким образом, ребенок учится узнавать, любить, исполнять и создавать музыку,
которая обогащает его жизнь, делает ее более разнообразной и интересной. Третий
аспект – философский. Общаясь с музыкой, ребенок будет иметь все больший доступ
к сокровищнице национального и мирового музыкального искусства. Сердцем и умом
он поднимется до общечеловеческих музыкальных ценностей и осознает, что в
музыке воплотилось все самое лучшее и прекрасное, что было создано людьми. Все
богатство чувств, образов, мыслей, воплощенное с помощью музыкальных звуков,
человек должен передать своим преемникам. Это наследие является связующим
звеном между чувствами прежних, сегодняшних и будущих поколений. Музыка
представляет собой человеческую сущность, зашифрованную в звуках. Познавая ее,
ребенок воодушевляется ею, удивляется ее мудрости и красоте, глубоко переживает
духовный опыт предков, сохраняя его в своей душе, понимает, кто он и откуда,
ощущает себя потомком, частью прошлого, настоящего и будущего, осознает
преемственность поколений, постигает вечность. Музыка побуждает ребенка
чувствовать, размышлять, удивляться, а умение удивляться, как известно, –
свойство, присущее философам и детям.
1. На протяжении последних 15 лет, были изданы три
поколения школьных учебников, методические пособия для учителей,
фонохрестоматия. На сегодняшний день учебники по музыкальному воспитанию великолепны! На государственном уровне были организованы курсы для всех
учителей. 2. Разработаны нормы оценивания музыкальной культуры учащихся, которые определяется спецификой музыкально-художественного
познания. Эмоциональное переживание музыки составляет центральную точку в
акте музыкального воспитания. Приммеры оценивания компетенций учащихся: 8 «а» класс. Вопросы теста.
1. 1.Что такое непреходящие ценности национальной
музыки?
2. 2.Назовите
выдающихся исполнителей национальной музыки.
3. 3. Назовите мастеров национальной музыки и их
произведения.
4. 4. Охарактеризуйте «Токкату и фугу ре минор» И. С. Баха.
5. 5. При помощи чего выражается страсть в сонате фа
минор «Апассионате» Л.В. Бетховена.
6. 5.Расскажите об истории создания симфонии №3
«Героическая» Л.В. Бетховена.
7. 6. Что такое традиция, обычай обряд?
7 «а» класс Вопросы теста
1.
Что такое
музыкальный образ?
2.
Перечислите характерные особенности музыкального
образа.
3.
Перечислите средства музыкальной
выразительности.
4.
Что такое чистые и смешанные образы?
5.
Что такое выразительное ядро музыкального
произведения?
6.
Какой образ раскрывается в увертюре «Эгмонт» Л.
Бетховена?
7.
Что такое художественный образ?
6 «а» класс .Вопросы теста
1.
Кто автор гимна Республики Молдова?
2.
С какими историческими событиями связана опера
«Набукко» итальянского композитора Джузеппе Верди?
3.
Расскажите об истории создания полонеза
«Прощание с родиной» польского композитора М. Огиньского.
4.
Какое историческое событие раскрывает Д. Шостакович в симфонии №7
«Ленинградская».
5.
Назовите исторические личности, которые были
запечатлены в музыкальных произведениях.
6. Какие культурные события нашли своё отражение в молдавской музыке?
На сегодняшний день Иван Семёнович является ведущим
специалистом музыкального воспитания в Глодянском районе: профессионально
владеет музыкальным инструментом, создал лучший в районе кабинет музыкального
воспитания, прошёл аттестацию,
подтвердил 2-ю категорию, прошёл курсы повышения квалификации. К работе
относится ответственно и творчески, соответствует требованиям времени. В
течение ряда лет для более глубокого изучения молдавской культуры и проявления
к ней уважительного отношения практикует проведение отдельных элементов урока
на румынском языке. Мы пробовали внедрять такие элементы и на уроках физического
воспитания, но пока, что лучше получается на уроках музыкального воспитания.
Есть учебники, есть воля учителя и настрой общества.
Под руководством И.С. активно работает вокальный ансамбль,
который в течение всего учебного года принимает самое активное участие во всех
районных и городских конкурсах, праздничных мероприятиях и концертах, среди
которых: День Лицея, День Учителя, День
города, День Победы, День Туризма, Есенинский бал, Рождественские обряды, Новогодние
утренники, Вечер встречи с выпускниками, конкурсы эстрадной, патриотической,
пасхальной, народной песни . Без Ивана Семёновича не проводится ни одно
школьное мероприятие. Запоминающими были наши выступления на Рождество и Пасху в Глодянских церквах.
Благодаря таким мероприятиям наш лицей
поддерживает свой имидж, как одного из ведущих образовательных учреждений
города Глодень, Глодянского района и Республики Молдова.
Выводы:
В результате проверки и обсуждения отмечается следующее:
1.Все уроки музыкального воспитания, роводимые Кимаковским И.С. оганизуются, проводятся и оцениваются
положительно по двум направлениям: урок как вид педагогической деятельности и
урок как артистический вид деятельности, что соответствует современным куррикулярным требованиям. Уроки и внеклассная деятельность проводятся в сочетании разнообразных форм и методов музыкального воспитания с использованием аудиовизуальных средств, ИКТ, которые способствует упрочению музыкальных знаний, умений и отношений, формирует свободную гармоничную личность на основе навыков культурного самовыражения и осознания культурных ценностей. |