Глава Русского дома в Кишиневе посетил лицей им. Михая Греку
16 апреля руководитель Русского дома в Кишиневе посетил столичный теоретический лицей имени Михая Греку - одно из ведущих средних учебных заведений республики с русским языком обучения с эстетическим уклоном.
Лицей имени Греку является одним из постоянных партнеров представительства Россотрудничества в Республике Молдова, учащиеся лицея принимают активное участие в образовательных и творческих конкурсах, патриотических акциях, организуемых Русским домом к памятным датам и событиям. Директор лицея Светлана Николаевна Глотова провела для высокого гостя экскурсию по руководимому ею учебному заведению и рассказала о различных направлениях его деятельности.
Учащиеся лицея активно участвовали в недавно прошедших конкурсах – «Живая классика» и «Звездный диктант», завоевали призовые места в художественном конкурсе «Беларусь-Россия: родные просторы». За активное участие в творческом соревновании, посвященном Дню единения народов России и Белоруссии глава Русского дома Андрей Муравьев вручил почетный диплом лицею и передал для вручения дипломы с премиями для победителей. Для библиотеки лицея были переданы книги о художниках и изобразительном искусстве.
Встреча завершилась обстоятельным разговором о перспективах дальнейшего сотрудничества.
Интервью директора лицея Светланы Николаевны Глотовой:
«В Ханты-Мансийске нас помнят и ждут»
Недавно директору кишиневского лицея им. Михая Греку С.Н. Глотовой была вручена одна из высших наград Республики Молдова - орден «Глория мунчий» («Трудовая слава»). В нынешнем году исполнится 15 лет, как Светлана Николаевна возглавила это учебное заведение с эстетическим уклоном, входящее в пятерку крупнейших русских школ столицы. Мы попросили рассказать, с какими сложностями столкнулся возглавляемый ею коллектив в реалиях нынешней пандемии? И главное, что укрепляет особый дух творчества, царящий в этих стенах?
- Светлана Николаевна, количество учащихся во многих русских лицеях республики, увы, продолжает снижаться: не прекращается отток населения из страны, тревожна демографическая ситуация. Вы же вполне уверенно, как и в прежние годы, набрали к 1 сентября три первых класса…
- Это так. Причем, выросло общее число наших учеников: в прошлом году их было 915, а в нынешнем – 974. Думаю, во многом это объясняется тем, что три года назад традиционный эстетический уклон в образовании – углубленное изучение ИЗО и хореографии – мы стали сочетать с внедрением реального профиля в одном из 10-х классов. Эксперимент оказался успешным, факультативные занятия по математике мы теперь проводим и в начальной школе, в одном из классов. Едва ли нужно объяснять, как это важно – гармоничное сочетание точных наук и эстетического фактора. Не первый год в лицее успешно работает клуб «Грекроботик», где изучают основы IT, программирования, конструирования роботов. Наши ребята уверенно участвуют в различных олимпиадах по математике, физике, информатике, так же уверенно поступают они в Технический университет Молдовы. А победители олимпиад, которые проводил Педагогический университет им. Крянгэ, без экзаменов зачисляются на бюджетные места по таким специальностям как дизайн одежды, интерьера и т.д. Отмечу, что на недавнем конкурсе «Европейская ночь исследователей в Молдове» два наших двенадцатиклассника заняли 1 место и получили солидный денежный сертификат на обучение в технологическом центре. Ребята разработали программы для мобильных телефонов, провели исследование эффективности программы «AR-технологии в образовании». Так же успешно выступила наша команда еще на двух технических республиканских конкурсах – First Lego Молдова – 2020 и SUMABOUD.
-Учитывая традиционный эстетический уклон лицея, известность ваших танцевальных коллективов «Норок», «Фуэте», «Импульс», среди победителей творческих конкурсов тоже немало ваших ребят?
- Их фамилии можно увидеть среди призеров многих международных состязаний – конкурсов рисунков «Радуга талантов» (Румыния), «Марк Шагал» (Польша), «Мир моими глазами» (Приднестровье) и др. Так же успешно участвовали они в городских конкурсах рисунков «Все будет хорошо» и «Пушкин в Бессарабии». А в международном конкурсе «Золотая лелека» ребята успешно выступили сразу в нескольких номинациях – «хореография», «стихотворение» и «ИЗО».
Но особо хочу отметить, что благодаря тесному сотрудничеству с Российским центром науки и культуры лицей им. Михая Греку - активный участник многих состязаний, организованных российскими структурами. Своими талантами наши ребята смогли блеснуть на Международном вокально-поэтическом онлайн-конкурсе русской культуры «Истоки» (г. Москва), на дистанционном творческом конкурсе «Ступени» (г. Санкт-Петербург), на международной олимпиаде «Дипломатия на службе мира» (г. Йошкар – Ола). Конечно, лицеисты с удовольствием «выходят на старт» и в состязаниях, которые организует непосредственно представительство Россотрудничества в РМ, таких, к примеру, как конкурс детского рисунка «Новогодних красок хоровод». Их победители становились участниками замечательного международного проекта – культурно-образовательных поездок «Здравствуй, Россия!» в Санкт-Петербург и Казань.
- Известно, что особая дружба связывает вас с Ханты-Мансийском, где не раз бывали ваши педагоги и ребята – участники экологического форума «Одна планета – одно будущее», который ежегодно организуют под эгидой ЮНЕСКО.
- Наш лицей, несколько лет назад включенный в международный проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО», в Ханты-Мансийске действительно помнят и ждут. К примеру, в 2019-м году там с большим интересом познакомились с проектом лицейского сената, организовавшего конкурс ярких, остросюжетных наклеек-напоминалок о важности экономии воды и электричества. В лицее эти небольшие стикеры можно было увидеть возле выключателей и кранов. А в нынешнем году на конкурсе «Красная книга глазами детей», который также проходил в этом сибирском городе, но уже в режиме онлайн, мы представили большой перекидной Календарь экологических дат на 2021 год. В нем каждый месяц «сопровожден» оригинальным рисунком и рядом международных дат, посвященных охране окружающей среды. В специальном видеоролике, отправленном в жюри конкурса, четверо 12-классников рассказывают, как с помощью преподавателей разработали этот проект, почему именно такие даты появились на страницах календаря, какие из них особенно важны для Молдовы. 3-е место, занятое в таком масштабном международном соревновании – высокая оценка их труда!
А на днях лицей стал участником еще одного экологического форума в Ханты-Мансийске под названием «Мы в ответе за тех, кого приручили». На него были отправлены 25 замечательных работ юных художников. Вообще экологическому направлению мы всегда уделяли особое внимание. Один из 11-х классов опекал собачий питомник. Не раз лицеисты посылали свои работы на поэтический конкурс «Спасем растения, занесенные в Красную книгу». С удовольствием включились ребята и в конкурс «Спасите пчел – защитите природу», который реализует Национальная комиссия РМ по делам ООН. Им предстоит подготовить специальную презентацию, плакат, фото- и видеоматериалы.
- Светлана Николаевна, введенная в школах страны «дистанционка» сопряжена со многими проблемами. Как решаете их в стенах своего лицея?
- Проблем действительно много. Не во всех семьях, особенно многодетных, есть для этого необходимые технические возможности. Возникали вопросы, связанные с компьютерными навыками учителей, с родительским контролем. Многие дети оказались лучше готовы к такому повороту, чем взрослые, поскольку они – «цифровое» поколение, интернет для них – естественная среда обитания. Поначалу можно было услышать из уст учителей: «Скриншот – это что?», «Пароль – это где?», «Вы меня слышите, когда я отключаю микрофон? А почему не слышите?» Что ж, пришлось некоторым педагогам заняться самообразованием в сфере дистанционных технологий.
К счастью, в феврале мы, наконец, смогли кардинально решить в лицее проблему с интернетом, и теперь каждый учитель может вести онлайн-уроки из своего класса. Все болевые точки обсуждаем на онлайн-собраниях с представителями родительских комитетов всех классов. Особые задачи поставили перед нашими психологами Н.Ф. Грековой и О.П. Кулик, которые размещают на сайте лицея, на лицейских страницах в соцсетях ответы на многочисленные вопросы, видеоролики с конкретными советами для родителей, проводили специальное анкетирование. Знаю, что многим они помогли снять напряжение в семье, наладить контракт с подростками, организовать свое рабочее пространство в квартире. Но главное, что должны понять педагоги, родители, это то, что после всех карантинных запретов «дистанционка» полностью не уйдет из сферы образования. Все эти чат-занятия, веб-семинары, телеконференции, презентации будут применяться весьма широко. И к этому нужно быть готовыми. Да, постоянно работать онлайон сложно, это вредит здоровью детей, прежде всего – зрению. Я убеждена, что традиционное обучение с бумажными носителями должно остаться как базовое. Но не исключено, что и впредь какие-то предметы могут преподавать дистанционно. Неразумно, нереально отказаться от возможностей, которые дает технический прогресс. Тем более что суть современного образования – научить детей самостоятельно добывать знания, самостоятельно мыслить.
Кстати, в режиме «дистанционки» мы сейчас успешно преподаем и музыку, ИЗО, хореографию. Но очень надеемся, что пандемия вскоре отступит, и мы вернемся к учебе в родных стенах. Ребята полны энергии, энтузиазма, творческих идей. Они хотят петь и танцевать на сцене, полноценно репетировать в своих ансамблях. Они соскучились по любимым лицейским кружкам, где учатся петь, вязать крючком, плетут оригинальные изделия из сухих кукурузных листьев, занимаются квилингом, спортивным туризмом.
Пока же учителям приходится проявлять настоящую самоотверженность, пытаясь наладить полноценный учебный процесс. Нельзя забывать, что и у родителей, и у педагогов накапливается усталость, нарастают и социальные проблемы. В последнее время некоторые дети все чаще приходили в школу голодными, в иных семьях за границу на заработки уехали не только отец, но и мать. Поэтому наши педагоги стараются, чтобы в лицее царила атмосфера доброжелательности, чтобы никакие конфликты не решались на повышенных тонах.
- Горько говорить об этом, но пандемия влечет за собой человеческие жертвы. Ушел из жизни ваш педагог, солист Национального театра оперы и балета, народный артист РМ Иван Кваснюк. На вечере памяти, который прошел в стенах Российского центра науки и культуры, одним из самых трогательных моментов стало выступление его воспитанницы, семиклассницы вашего лицея Ники Шишкиной…
- Ника – очень талантливая девочка, победитель многих вокальных конкурсов. Думаю, в свое исполнение песни «Журавли» она вложила глубокую благодарность Учителю за бесценные уроки. Для нашего коллектива уход Ивана Васильевича – невосполнимая утрата, это был поистине душевный, скромный человек.
- Светлана Николаевна, а какие проблемы особенно волнуют директора русского лицея в сфере преподавания русского языка?
- Прежде всего – малое количество часов, отведенных программой на этот предмет. Начнем с того, что в русских школах Молдовы, во всех классах, он именуется так: «Русский язык и литература». Понятно, что такое совмещение благотворным для изучения языка быть не может. При этом до 90-х годов, к примеру, в 5-м классе на русский отводилось 11 часов в неделю. Сегодня ту же программу дети должны освоить за 6 часов. И подобная картина – во всех старших классах. Таким «галопом» учитель дает лишь новый материал, на закрепление пройденного времени не хватает.
Отмечу, что в России количество часов, отведенных на этот предмет, с годами не сокращалось, совсем иная там картина с методическими пособиями. Еще лет 10 назад в Кишиневе было несколько книжных киосков, где можно было приобрести эту специальную литературу – в Молдове учитель имеет право использовать ее как дополнительные материалы. Сегодня такие книги в республике, как говорится, днем с огнем не найдешь, особенно, методические пособия по современной русской литературе.
- Но теперь все кивают на интернет, где можно отыскать все, что угодно, включая онлайн-курсы по повышению квалификации педагогов-русистов.
- В интернете действительно много методматериалов, электронных версий учебников, популярных тестов, игр-тренажеров. Но как уверяют педагоги, все это ни в коем случае полностью не заменит бумажный носитель. Буквально на днях обстоятельно беседовала на эту тему с нашим опытным педагогом-словесником Ларисой Романовной Валак, чей стаж превышает 31 год, и с ее коллегой Еленой Леонидовной Болокан, преподающей русский язык и литературу всего год. В интернете они находят немало толковых пособий, помогающих в работе, но постоянная «привязка» к компьютеру нереальна. Мечта обеих – не виртуальные номера журнала «1 сентября», который мы в лицее по финансовым причинам не выписываем уже лет пять, рабочие тетради по русскому языку с большим ассортиментом разноплановых упражнений, сборники современных интересных текстов изложений и диктантов. Это, кстати, очень актуально, поскольку учителям приходится пользоваться старыми сборниками с морально устаревшими текстами.
Что касается курсов повышения квалификации, их онлайн-вариант, конечно, не заменит живое общение. Педагоги, побывавшие на семинарах авторитетных российских словесников, которые не раз организовывало в Кишиневе представительство Россотрудничества, рассказывают о них как о бесценных уроках, бережно хранят конспекты тех лекций. Будем надеяться, что после пандемии возобновятся и выезды учителей на курсы повышения квалификации в Россию. Не сложно представить, как заряжали бы энергией, вдохновляли учителей такие поездки в Москву, в Санкт-Петербург, где сотни адресов хранят истории жизни великих писателей, поэтов.
- А насколько, по вашим наблюдениям, интернет полезен в изучении русского языка для ребят?
- С его помощью они пытаются заменять это самое изучение быстрыми ответами на вопросы. Раньше ученик правило знал, а применить умел не всегда. Теперь порой и не знает, и, соответственно, не применяет на практике. К тому же, сплошь сокращенные слова и жуткий сленг электронной переписки корёжат не только язык, но и сознание их авторов. Вообще погружение детей в виртуальный мир вызывает все больше тревоги. Теперь же беспроводные наушники позволяют на уроке тайком «влезать» в телефон, переключаясь на игры и фильмы. И вот уже в 7-м классе можно услышать: «Учить стих наизусть? Мы что, в начальной школе?!» Ребят, которые пытаются писать стихи, рассказы, все меньше. Мотивацией для этого становятся лишь конкурсы. Участие в олимпиадах по русскому языку также у многих не вызывает энтузиазма. Подростки не скрывают, что ради грамоты бороться на этих состязаниях им не интересно, вот были бы достойные призы… Практически исчезло такое увлечение как личные дневники, которые в прежние годы писали многие юноши и девушки. А красивый почерк стал чем-то раритетным, при любой возможности ребята текст не пишут, а набирают на компьютере. О связи каллиграфии и мыслительного процесса приходится напоминать постоянно.
- Молдова – многонациональная страна. Есть ли среди ваших учеников те, для кого русский – не родной, а его изучение – сверхсложная задача?
- Есть. К нам их намеренно переводят родители, которые планируют всей семьей уезжать на заработки в Россию или другую страну СНГ, – чтобы в языковом плане ребенок не оказался там в вакууме. Недавно такой мальчик из румынского лицея год проучился у нас в 7-м классе. Русский ему давался очень трудно. Его педагог, Лариса Романовна, вынуждена была выстроить под ребенка упрощенную программу, помогавшую, в частности, быстрее усвоить письмо на кириллице. Очень помогло то, что сама учительница, прекрасно зная румынский, легко общалась с подростком. Другой 13-летний мальчик с той же целью перешел к нам из болгарского лицея. И его учительнице – Елене Леонидовне, пришлось продумать для него облегченную программу. Отмечу, что такие дети чувствуют себя в лицее вполне комфортно, ведь за его стенами русско-молдавский билингвизм окружает нас повсеместно.
Конечно, многое зависит от креативности педагогов, а этого «грековцам» не занимать. Неформально, интересно проходят у нас ежегодные Недели русского языка и литературы. В эти дни весь лицей увешан яркими плакатами, стенгазетами, в которых премудрости орфографии, этимологии, орфоэпии, история фразеологизмов поданы кратко, образно, забавно. Шутливые рисунки, пословицы и поговорки, высказывания великих россиян помогают напоминать ребятам о том, что зубрить скучно, а знать необходимо. Такие Недели включают в себя викторины, брейн-ринги, походы в театр, экскурсии. Лет 25 проводили мы традиционный костюмированный Пушкинский бал, в том числе – в уникальном Доме-музее А.С. Пушкина. Но мы хотим, чтобы лицеисты гордились и тем, что когда-то по нашей земле ступали Лев Толстой, Горький, Короленко…
- Светлана Николаевна, насколько я знаю, теперь в онлайн-режиме вы проводите не только уроки, но и военно-патриотические мероприятия?
- Мы всегда гордились неформальными акциями, в ходе которых ребята помогали ветеранам, в том числе – лежачим больным. Об их ратных подвигах ученики рассказывали на различных конференциях, конкурсах по истории. Проводились встречи с воинами-интернационалистами. С незабываемыми впечатлениями вернулась два наших ученика во главе с преподавателем географии В.Э. Задорожнюк из Санкт-Петербурга. Благодаря организационной поддержке РЦНК, им удалось стать участниками пятидневной просветительской программы «Читаем Блокадную книгу». Теперь, конечно, иная ситуация, продиктованная пандемией. И все же, благодаря инициативам учителя истории Марины Степановны Романюк, других педагогов, карантин не смог «заморозить» работу на этом фланге. Наши ребята отличились на целом ряде республиканских онлайн - состязаний: в песенном конкурсе «День Победы на разных языках», организованном представительством Россострудничества в Молдове, в поэтическом конкурсе «75 лет Победы в Великой Отечественной войне», в проекте «Я рисую Победу». В декабре прошли две онлайн-встречи под названием «Расскажи мне о войне», в ходе которых группа «грековцев» и их ровесников из лицея им. А.С. Пушкина пообщались с главой Совета ветеранов сектора Ботаника В.А. Щетининым и с нашим добрым другом, ветераном Великой Отечественной войны П.В. Гладковым. С большим интересом они вглядывались в представленные там документальные видеоматериалы, которые позже Марина Степановна продемонстрировала во всех классах лицея.
С Павлом Васильевичем мы дружим два десятка лет. 2-го февраля, когда отмечалась дата победы в Сталинградской битве, в которой он принимал участие, ребята тепло пообщались с ветераном по телефону, по громкой связи. Когда он приболел и оказался в больнице, дети передали для него такие сердечные письма со словами поддержки, что дочь ветерана призналась: «Эти письма были важнее любых лекарств!» Кстати, день рождения Павла Васильевича приходится на 9 мая. В прошлом году из-за карантина мы не смогли, как обычно, прийти к нему домой и поздравили ветерана необычной акцией. Под балконом (Павел Васильевич живет на втором этаже) с помощью аудиоаппаратуры мы транслировали его любимую песню «День победы», украсили подъезд шарами, плакатами и рисунками. А в нынешнем году Павлу Васильевичу Гладкову исполняется 100 лет, и мы, конечно, так же торжественно, искренне поздравим его с юбилеем.
Беседовала Татьяна Борисова.
Информация по снимкам: дама с орденом – С.Н. Глотова: две дамы – Л.Р. Валак и Е.Л. Болокан; снимки, где одна девочка – Ника Шишкина.
#Россотрудничество #россотрудничество_молдова #РусскийДом #РусскийДомВКишиневе #РусскийДом_Молдова |