На недавней пресс-конференции «Как изменилось качество образования в России» министр просвещения Сергей Кравцов и глава Рособрнадзора Анзор Музаев бодро отрапортовали, что Россия опережает намеченный график вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Как Россия, находящаяся на 36-м месте по естественно-научной грамотности, оказалась вблизи десятки лучших стран, кто, по мнению Сергея Кравцова, внес решающий вклад в постоянно растущее качество образования и чем вместо тотального надзора и контроля стоит заняться чиновникам – читайте в нашей статье.
2030-й вместо 2024-го
Три года назад Владимир Путин в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» сформулировал задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству общего образования к 2024 году. Очень быстро стало ясно, что задачу выполнить не удастся, и в июле 2020 года вышел новый указ – «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
Новые ориентиры для российского школьного образования таковы: 2020 год – 14-е место; 2024 год – 12,25; 2030 год – войти в десятку.
Жонглирование цифрами
На пресс-конференции «Как изменилось качество образования в России», прошедшей в пресс-центре МИА «Россия сегодня», министр просвещения объявил, что по итогам 2020 года показатель «место России» составил 13,5, в то время как по плану должно быть всего лишь 14. Прежде чем ликовать по этому поводу, предлагаю оценить, а что же, собственно говоря, произошло.
В 2018 году 15-летние российские школьники, участвовавшие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), показали следующие результаты: по математической грамотности – 30-е место, по читательской – 31-е место, по естественно-научной – 33-е место среди 79 стран.
В 2020 году Рособрнадзор провел собственное исследование «по модели PISA», в котором участвовали около 6 тысяч 15-летних обучающихся 200 школ и колледжей из 43 регионов РФ. Полученные результаты (в баллах по 1000-балльной шкале) сопоставили с баллами 2018 года, после чего определили новые места России: по математической грамотности – 27-е место, по читательской – 24-е место, по естественно-научной – 36-е место.
Вопрос о том, корректно ли сравнивать баллы 2020 года с баллами 2018-го, полученными за выполнение совершенно других заданий, оставим за скобками. Давайте оценим, что изменилось. Среднее арифметическое значение места России по итогам PISA-2018 составило 31,3, после проведения исследования «по модели PISA» в 2020-м – 29. Были в начале 4-го десятка стран, а стали, проведя самостоятельные замеры, в конце 3-го десятка.
Но кто же так считает? Минпросвещения и Рособрнадзор уверены, что для оценки качества образования на выходе из 9-го класса нужно обязательно учесть показатели обучения на выходе из начальной школы. Почему? Да потому, что российские учащиеся 4-х классов в 2016 году в Международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) заняли 1-е место.
Здравомыслящие люди попытались бы разобраться, каким образом 1-е место по чтению и пониманию текста учеников 4-го класса превращается в нашей школе в 30-е место по читательской грамотности 15-летних учащихся, но Рособрнадзору и Минпросвещения это не слишком интересно.
Итак, каким же образом наше общее образование вместо конца третьего – начала четвертого десятка оказывается вблизи первой десятки лучших стран? Внимательно следите за манипуляциями!
Для рывка к границам первой десятки учитываются результаты России в международных исследованиях PIRLS-2016, TIMSS-2019 (Trends in Mathematics and Science Study) и «по модели PISA» 2020 года.
Как видно из таблицы, среднее арифметическое значение места России по результатам всех международных исследований составило 13,5, что позволило чиновникам радостно заявить о перевыполнении плана.
Чтобы ликование было не слишком громким, достаточно убрать из расчета достижения наших четвероклассников: если учитывать только результаты восьмиклассников и 15-летних учащихся, среднее арифметическое значение места России составит всего лишь 19,6, а если оставить только результаты 15-летних – 29.
Решайте сами – хороший ли это результат и есть ли основания считать, что наше школьное образование прогрессирует не только в воображении руководителей Минпросвещения и Рособрнадзора.
Рособрнадзор как творец наших побед
Если есть достижения и победы, пусть лишь в воображении чиновников от образования, значит, должны быть люди, которые обеспечили выполнение и перевыполнение плана по движению в направлении десятки лучших стран.
2020 год из-за вынужденного перехода на дистант получился непростым: не очень качественная интернет-связь в регионах, постоянные подвисания платформ, нехватка компьютеров, отсутствие наработанных методик для проведения занятий в онлайн-формате. Кто же и за счет чего, по мнению министра просвещения Сергея Кравцова, в этих сложнейших условиях внес решающий вклад в повышение качества школьного образования?
Ответ Сергея Кравцова прозвучал на уже упомянутой пресс-конференции «Как изменилось качество образования в России»:
Огромная работа была проведена Рособрнадзором, региональными министерствами по восстановлению тех объективных пробелов, которые могли возникнуть при домашнем обучении.
Сначала я подумал, что министр оговорился: почему Рособрнадзор и региональные министерства, какое еще «восстановление пробелов»?
Но нет, не оговорился. Во-первых, Сергей Кравцов, присутствовавший на пресс-конференции виртуально, читал текст бегущей строки телесуфлера, во-вторых, он еще раз повторил сказанное:
Много было обсуждений по поводу проведения Всероссийских проверочных работ в начале учебного года. Но что они позволили сделать? Они как раз нам и позволили выявить те проблемы, которые объективно возникли у школьников, у детей, и точечно организовать работу по восстановлению этих пробелов.
Переведем слова министра на русский язык.
Пробел – это упущение, изъян. Восстановить – привести, вернуть в прежнее состояние. Таким образом, Сергей Кравцов сообщил, что за время дистанта, или домашнего обучения, возникли пробелы, которые после возвращения к очному обучению, вероятно, были ликвидированы, а Рособрнадзор и региональные министерства с помощью ВПР выявили проблемы и снова вернули изъяны и упущения в исходное состояние, то есть восстановили пробелы. При этом министр гордится огромной работой Рособрнадзора и региональных министерств по «восстановлению пробелов».
Дело, разумеется, не в грубых речевых ошибках министра. И даже не в том, что чиновники Минпросвещения и Рособрнадзора не умеют внятно и логично излагать мысли, а спичрайтеры и руководители пресс-служб подсовывают им вот такие тексты. Предположим, сказал бы Сергей Кравцов не «восстановили пробелы», а устранили или ликвидировали. Разве это что-то изменило бы в сути его выступления?
Главное для меня заключается в том, что министр уверен: огромную работу проделали Рособрнадзор и региональные министерства, а не учителя, дети, репетиторы и родители.
Мое мнение прямо противоположное: вклад чиновников в ликвидацию последствий дистанта и повышение качества образования состоит разве что в подсчете среднего арифметического значения места России в международных исследованиях.
Чем стоит заняться чиновникам
Все чаще руководители профильного министерства и надзорного ведомства дают понять, что все успехи и достижения российского образования – это следствие их мудрого руководства, непосильного труда и неустанной заботы, а в неудачах виноваты школы и учителя. Вы никогда не услышите из уст министра просвещения или руководителя Рособрнадзора информацию об их собственных просчетах и неудачах, невыполненных планах и обещаниях.
Вы когда-нибудь слышали, как министр рассказывает о школьных зданиях, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии, не имеющих водопровода, центрального отопления и теплых туалетов? И о необходимости капитального ремонта зданий педагогических вузов мы почему-то узнаем из послания президента России Федеральному собранию, а не от министра просвещения, в ведении которого находятся эти вузы.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев, представляя в пресс-центре ТАСС рейтинг регионов России по качеству школьного образования, гневно вопрошает:
Учителя пишут: «Мы натаскиваем наших детей на ВПР». Зачем учитель это делает – большой вопрос. Нужно ли тогда этому учителю вообще заниматься тем, чем он занимается?
В трудовой биографии главного надзирателя за российским образованием нет упоминаний о работе в школе. Возможно, именно это позволяет ему уверенно двигаться по стопам одного крупного федерального чиновника, предложившего учителям пойти работать в бизнес.
На мой взгляд, лучшее, что могут сделать сейчас руководители Минпросвещения и Рособрнадзора для российского школьного образования, – это перестать превращать образовательные организации в места перманентного проведения ВПР, подведения итогов ВПР, разработки дорожных карт по итогам ВПР и в полигон для обкатки новой игрушки – исследований «по модели PISA», задания для которых берутся из «открытого банка заданий по функциональной грамотности». Жизнь вокруг гораздо богаче, чем унылые представления чиновников о заданиях из «открытого банка» для ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и исследований «по модели PISA».
Отказавшись от тотального надзора и контроля, чиновники смогут заняться тем, чем им и положено заниматься – создавать школам, детям, педагогам условия для качественного обучения: обеспечивать ремонт и благоустройство школьных зданий и пришкольных территорий, добиваться достойного уровня оплаты труда педагогов, обеспечивать укомплектованность школ педагогическими кадрами, повышать объем финансовых средств, поступивших в образовательные организации всех субъектов РФ, в расчете на одного ученика.
Не составление нелепого рейтинга регионов и не подсчет среднего арифметического значения места России, а именно такой подход позволит утверждать, что Минпросвещения, Рособрнадзор и региональные министерства действительно вносят вклад в повышение качества образования в стране.