Моя школьная программа по литературе была кошмаром. О, эти сны Веры
Павловны... Знала ли несчастная, что социализм не просто ухудшит
качество сливок - он приведет к тому, что сливки попросту исчезнут как
чуждый социальный класс? Меня так и подмывало описать
еще один сон, но... На выпускном и вступительном я получила «пятерки» по
литературе, но это доказывает лишь то, что в школе я успешно усвоила
навыки конформизма и научилась говорить то, что от меня ждут, а не то,
что я думаю.
Тем не менее Татьяна с ее красной нитью, сонная Вера Павловна и роль
КПСС во всем на свете от чтения меня не отвратили. И даже тот факт, что
никакой я не гуманитарий по натуре, не меняют моей позиции. Я за
школьную литературу. Четырьмя лапами и хвостом – ЗА. Причина проста. Не
важно, кто и чем мыслит. Слова, образы, мультики и микросхемы – дело
личное. Важно, что литература – и на массовом уровне только литература –
позволяет заглянуть в «черный ящик оранжевого цвета» и не просто
увидеть действия, но и понять мотивы, за ними стоящие. Литература,
простите за пафос, это способ заглянуть в душу другого человека, этого
человека понять, и полученные знания примерить на себя и близких.
Я допускаю, что есть люди и целые профессиональные группы, для
которых уметь коммуницировать с себе подобными не принципиально, но для
большинства успех в строительстве человеческих и профессиональных
отношений не мыслим без со-чувствия, понимания этических норм и
моральных стандартов и того что называют emotional intelligence. Гениям
типа Перельмана такие тонкости, вероятно, до лампочки, но и гениев таких
единицы.
Другое дело, чему и как учить. Слишком сложный, слишком простой или
неадекватный материал загубят доброе дело на корню; выживших прикончит
армейский подход «делай как я».
Сейчас начнется. Вот сейчас – начнется. Потому что если первая часть
письма еще имела шансы быть поддержанной частью населения, то у второй
такие шансы не просто малы, они, похоже, отрицательны. Вот список того,
что по моему мнению должно быть оставлено, вычеркнуто и добавлено.
1. Допушкинская эпоха. Ломоносов, Державин, Фонвизин и иже.
Вычеркнуть. (Ок, «Недоросля» можно оставить, весьма актуально). Но...
Тяжелый высокопарный стиль, другой язык, другой подход к литературе как
таковой. Интересно для тех, кому интересно. Остальные обойдутся.
2. Пушкин, Лермонтов и так называемый «второй ряд», Тютчев и
Баратынский к примеру. Прекрасно. «Страна рабов, страна господ» –
приехали туда же, откуда уехали. Впрочем, нужен баланс. Пушкин велик, но
год на него – многовато.
3. Чернышевский, Белинский и прочие, идеологически близкие – лесом. Сны Веры Павловны пусть отстаются для любителей сливок.
4. Критический реализм, золотой век русской прозы. Прекрасно, но с
оговорками. К примеру, Тургенев – ну кто, кроме советских, насквозь
пропитанных пропагандой, критиков мог решить что «Отцы и дети» лучше
«Записок охотника»? И даже душка Гоголь... Вот кто лично был большим
фанатом «Мервых душ» в школе? Посему оставляем «Ревизора» и расчищаем
место.
5. Мы с автором предыдушего послания учились примерно в одну
геологическую эпоху, но я готова поклясться, что «Анны Карениной» в моей
программе не было. «Война и мир» был (или были?). Нужен ли Толстой
именно школьникам и что могут из него почерпнуть ленивые подростки?
Немного, к сожалению. Познакомить деток с Толстым надо, конечно, но
исключительно в виде какого-то одного произведения, и этим одним вполне
могут быть «Севастопольские рассказы». Остальное можно перенести в
факультатив.
6. Достоевский ... Да, он лучший. Да, то что он написал, шедевры. Но
он слишком глубок – и у него по определению не было литературного
редактора, делающего его мысли «читабельными». Учить на нем – это как
загрузить не умеющих плавать на баржу и выбросить посредине штормящего
моря: кто-то выплывет, но большинство потонут, топором пойдут на дно
Марианской впадины. И уж если оставлять, то «Идиота», к примеру, а никак
не «Преступление и наказание»: переживания студента и проститутки
вызовут у неокрепших разумом глупое хихиканье - и ничего больше. (Я все
еще настаиваю на том, что диплом о высшем образовании не может быть
выдан лицу, не прочитавшему «Бесов», но я понимаю, что идея в высшей
степени утопичная).
7. Серебряный век – включить. Благо, там все больше стихи, длинных
опусов никто не писал. Очень романтично, прекрасно оттеняет «основы
сексуального образования».
8. Советский Союз – «фтопку» навсегда. «Разгром» и «Молодая Гвардия» в
виде бумажных копий будут отлично гореть и выделять положенное
количество килоджоулей. Перед тем, как меня убьют, в последнем слове я
предлагаю включить в программу Булгакова (не «Мастера» или не только
«Мастера», но и «Дни Турбиных», к примеру) и Симонова («Живые и
мертвые»), и оставить Шолохова. Писал он «Тихий Дон», не писал, не
важно. Важно, что написано.
9. Современная литература – включить. Не обязательно Пелевина с
Сорокиным (мы ведь про разумом неокрепших талдычим), но Аксенова и
Улицкую.
10. Мировая литература – включить. Как бы ни была велика русская
литература, она не существует сама по себе, в безвоздушном пространстве.
Не обязательно совсем уж дремучую классику, но Шекспир с Мольером,
какой-нибудь Гюго с Козеттой, Диккенс, раз уж Достоевского убрали, и
Эдгар Алан По для юных почитателей Twilight вполне по силам среднем
школяру.
11. В одной из прошлых дискуссий промелькнула мысль «ну, не
Стругацких же их учить». С запозданием отвечаю. Именно что на
Стругацких. На Стругацких и Оруэлле. Литература не может подменять собой
историю и обществоведение, но может быть использована как прививка от
политического бешенства, приступов левизны, правизны и общего идиотизма.
Я еще жива? Чудо. Тогда о том, как учить.
1. Отделить формальные требования от «мыслепреступлений». Да, школа
должна научить писать ЖЫ и ШЫ с И, и, вероятно, должна проверить,
прочитали ли дети то, что по програме обязаны. Но процесс формального
контроля должен быть четко отделен от вкусовых пристрастий. Литература
нужна для того, чтобы инициировать дискуссию, а не для того, чтобы
научить всех думать одинаково; подобный подход противоречит смыслу слова
«думать». Если ученик прочел текст и без грамматических ошибок изложил,
почему текст полное «г..но», это ученика право, и ставить ему за это
двойку нельзя. Лучше вообще не ставить отметок за содержание. Это не
математика, здесь ответов в конце задачника не бывает.
2. Предоставить право выбора, хотя бы в определенных пределах. В
первую очередь это касается современной и мировой литературы; школьный
курс не может дать о них полное представление по определению.
Старшеклассники вполне могу прочесть одну книгу из пяти рекомедованных и
представить свое мнение классу/изложить его в эссе. (Прочесть хотя бы
одну обязаны. Дисциплину никто не отменял).
3. Сократить литературоведческую часть курса до абсолютного минимума.
Вполне достаточно знать, в каком веке и в какой части света
произведение было написано. Разумеется, если есть привязка к
определенному событию, такие знания важны для понимания прочитанного. Но
кто в каких отношениях был с царем и бабами, кто на ком женился и кто
кого где нехорошим словом помянул... Психология творчества - мутная
сфера, и марксистко-ленинский примитизм до добра еще никого не доводил. Я
далека от мысли считать всю литературную критику бессмыслицей, но даже
ее лучшие образцы лучше оставить для тех, кому это интересно.
Прошу искреннее прощение у больших знатоков русской грамматики, но у
меня нет ни русской клавиатуры, ни встроенной проверки орфографии – я
просто во враждебной клевете практикуюсь. |