Учебно-опытный участок Теоретического
лицея имени льва Толстого города Глодень
Природа, ее неповторимая красота и богатство
- это общенациональное достояние. Научить каждого человека
понимать ее первозданную красоту, относиться к ней с уважением,
беречь, рационально использовать ее богатство — одна из
важнейших задач воспитания:
Озеленение городов и населенных пунктов - одна из
важнейших форм изучения жизни. Зеленые насаждения уменьшают содержание
пыли в воздухе, вредных газов и дыма, защищают от ветра,
регулируют температуру, благоприятно влияют на здоровье человека,
имеют так же и огромное эстетическое значение.
Сейчас,
когда отношение между человеком и природой крайне обострились,
и когда решающее значение в изменении отношения общества к природе
приобретают не законодательные акты, а воспитание экологического мышления,
формирование экологической совести имеет смысл полностью реализовать
все возможности пришкольного участка для решения этих проблем.
В декабре 1974 года была сдана в эксплуатацию новая Глодянская
средняя школа №2, возле нее распланирован участок площадью
0,1 га. Весной 1975 года началась поэтапная реализация плана благоустройства
пришкольной территории. Было посажено много деревьев: ивы, ели, берёзы. Много кустарников.
В 2009 году был заложен фруктовый сад,
посажено 25 деревьев: яблонь, слив, черешен, 5 кустов
смородины, 2 куста калины красной, 5
кустов крыжовника.
И вот уже в течение 25 лет наш лицей целенаправленно занимается
озеленением школьной территории. Многолетний труд по посадке, выращиванию
цветочных культур, организации цветников и цветочно-декоративных
устройств, представлен разнообразными способами оформления.
В настоящее время цветочно-декоративное
оформление зеленых зон выглядит следующим образом:
По периметру школы расположена живая неформованная
изгородь из хвойных деревьев: ели, и
лиственных деревьев: рябины, яблони, березы, а также кустарников:
сирени, буксусов, можжевельника стелющегося и пирамидального, тамариксов.
Центральный вход в школу украшают цветники, голубые ели, можжевеловые
кусты расположенные в зоне отдыха для учащихся.
Самое доступное причастие к зеленой красоте
— цветоводство. Цветы привносят радость, праздничность в
нашу повседневность. Одни чаруют нас формой листьев, другие
радуют пиршеством красок, тонов и оттенков. И эту планету красоты мы вольны
создать вокруг себя.
Оформление цветочного участка - сложное искусство со
своими правилами и законами. Основные компоненты садовых
строений участка могут быть регулярными (композиции, клумбы, рабатки, бордюры ,
миксбордюры, группы, массивы, каменистые
участки...)
Регулярные компоненты «строения» участка расположены на
переднем плане школьного двора, слева и справа от здания
школы - это 'клумбы, рабатки.
Клумбы - небольшие цветники с использованием различных
декоративных растений. Они сделаны из камня в виде различных геометрических
фигур. На пришкольной территории имеются
круглые, прямоугольные, треугольные клумбы.
В наличии цветочного участка имеются также рабатки с
цветущими бархатцами, астрами, львиным зевом, хризантемами.
Изящную окантовку задуманной композиции цветущих клумб и
рабаток придают бордюры.
Для оформления цветочного отдела пришкольного
участка используется богатый ассортимент однолетних, двулетних и
многолетних цветочных культур. Это: бархатцы, сальвия, астра, георгины,
петунья, тюльпаны, виола, диморфотека., иберис, портулак, кларкия,
львиный зев, люпин, маргаритка, настурция, эшшольция, космея,
агертум, очиток, циния, лилия тигровая, кохия, гелихризум, годеция.
Во-первых - они созданы непосредственно
детьми под руководством педагогов.
Во-вторых - они созданы для
самих детей. В школе в течении многих лет воспитательная работа тесно связана с
пришкольным участком школы. У каждого класса имеется на территории
пришкольного участка свой уголок красоты, где дети, учителя
и родители выращивают цветочные и декоративные культуры.
Классные коллективы заранее планируют,
какую рассаду будут выращивать и обсуждают каким будет их
участок, а в течении лета ухаживают за ним, поливают, пропалывают.
Осенью в праздник «День Лицея» подводятся итоги этой работы.
Каждый классный коллектив
каждый год старается вырастить новые культуры, каких не было раньше,
и непроизвольно происходит знакомство с новыми названиями цветов, методами
их выращивания, расширяется кругозор детей.
В школе работает и детская организация
«Возрождение», которая имеет свою небольшую зеленую
территорию, на которой посажена «сиреневая аллея» и голубые ели.
Именно на этой площадке и проходят сборы организации, и этот участок находится
в зоне их ответственности.
Посадка деревьев и
кустарников на различных площадках школьной территории - это только начало
большой и кропотливой работы по формированию пейзажа, которая не
должна прекращаться ни на каких этапах эксплуатации школьного
участка.
Характеристика учебно-опытного участка.
Для экологического
воспитания в полной мере используется и учебно-опытный участок,
которой является частью всего пришкольного участка.
Учебно-опыгный участок в учебно-воспитательном
процессе нашей школы занимает особое место:
закрепление теоретических знаний, отработка практических навыков и умений, приобщение к производительному
труду, постановка простейших
экспериментов и проведение наблюдений за растениями, сбор и заготовка необходимых материалов, эстетическое
воспитание — все то, что входит в круг
вопросов по обучению и воспитанию средствами природы, - реализуется в процессе работы на пришкольном участке.
Отделы учебно-опытнического участка
размещаются с учетом архитектуры школьного здания, озеленения прилегающей к
школе территории. Площадь учебно-опытнического участка,
организация отделов на нем определяются количеством учащихся
школы, местными условиями, интересами и потребностями школьного коллектива
и составляет: 0.1 га
Так как участок расположен возле школы,
это дает возможность, не нарушая расписаний занятий,
затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения
практических работ. Участок хорошо освещен солнцем, имеет источник водоснабжения,
вода хорошо прогревается солнцем и используется для полива.
На учебно-опытническом участке располагаются
следующие отделы: это овощной отдел, цветочно-декоративный,
плодово-ягодный сад, коллекционный отдел, дендрологический,
имеется теплица, подсобное помещение, в котором хранится
сельскохозяйственный инвентарь, для хранения овощей, а также семенного
и посадочного материала создано хранилище.
В
отделе овощных культур выращиваются рассадные и безрассадные
растения.
Необходимым условием является выращивание
всех культур в системе севооборота.
Количество выращиваемой овощной и
плодово-ягодной продукции предусмотрено в ежегодно составляемом бизнем-плане
(Приложение №1). Исходя из потребности школьной столовой в овощах наибольшая
площадь в 2009 году была отведена под выращивание капусты, свеклы, моркови и
лука севка.
На протяжении многих
лет выращиваются такие культуры как щавель, ревень, хрен и лук - батун.
Важно отметить, что затраты
труда и средств при возделывании многолетних овощных растений на
школьном участке оказываются значительно меньшими, чем при
выращивании других овощей, так как многолетники не требуют ежегодного посева
или посадки и агротехника их сравнительно проста. Но в то же время использование
их в питании школьников имеет большое значение, так как многолетние
зеленые овощи обладают высокими питательными, вкусовыми и диетическими
качествами и содержат большое количество витаминов.
На участке выращивается также
и теплолюбивые овощные растения, это томаты, перец. Часть
томатов возделывается в теплице. Площадь, занимаемая этими культурами
небольшая, такие растения требуют большого ухода (полив, пасынкование,..),
для них также очень важны погодные условия, и поэтому урожай этих овощей
незначителен.
На учебно-опытном участке находится
отдел защищенного грунта, это теплица, стеклянная, хорошо
освещенная, без обогрева, размером 15 кв. м. Теплица используется
для выращивания рассады капусты и для выращивания теплолюбивых овощных
культур - томата, перца, рассады цветов.
Коллекционный отдел организуется
по принципу значения растений в жизни человека. В нем
высаживаются растения, которые не вошли в коллекцию овощного отдела.
В коллекционном отделе все виды и сорта растений выращивают на небольших
по размерам делянках (1 м2 ). В коллекции по систематике выращивают растения
из различных семейств: семейство злаковых - пшеница, овес, ячмень; семейство
лилейных - ландыш, лилии, лук; крестоцветные - , капуста, кольраби; розоцветные
- земляника; бобовые - горох, бобы, фасоль; пасленовые - перец, томаты;
зонтичные - петрушка, укроп; гречишные — ревень, щавель. Кроме того выращиваются
лекарственные растения - мята перечная, тысячелистник обыкновенный,
ромашка обыкновенная, календула, мать-и-мачеха, чистотел, мак, василек.
Цель коллекции - показать многообразие
растений, что будет способствовать развитию у ребят интереса к
ним, науке биологии, формированию эстетических вкусов.
При благоустройстве и озеленении
пришкольной территории в первую очередь был создан плодово-ягодный
сад. И вот уже 20 лет этот сад существует, видоизменяется и
расширяется. Этот сад расположен в боковой части участка, чтобы
не затенять растения других отделов. В школьном саду выращиваются семечковые
(яблони -40 дер., груши -8, ирга, облепиха - 15 дер.), косточковые (вишня 23 дер.), ягодные кустарники (черная и
золотистая смородина - 40 кустов), 28 кустов
крыжовника, 8 кустов жимолости. Было
приобретено и посажено за период 2006по 2009 гг. дополнительно 20 кустов черной
смородины, 12 кустов красной, 10 кустов жимолости.
|