План работы на учебно – опытном участке
Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для
учащихся!
Свод документов по организации работ
на учебно-опытном участке.
1. Положение об учебно - опытном
участке
2. План работы учебно – опытного
участка на 2011 – 2012 учебный год
3. План работы учебно – опытного
участка на 2012 календарный год
4. Правила техники безопасности
при работе на учебно – опытном участке (для учителей)
5. Инструкция по технике
безопасности (для учащихся) во время работы на учебно – опытном участке
I. Положение об учебно - опытном участке
Пришкольный
опытный участок является неотъемлемой частью Теоретического лицея им. Льва
Толстого города Глодень.
Работа на участке
организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана
учебно-воспитательной работы .
План составляется на
основании положения об учебно-опытном участке.
В нашем лицее учебно-опытный
участок создан с 1 сентября 1981 года для проведения практической деятельности
учащихся. Площадь земельного участка составляет 3500 м2. Кроме учебно-опытного
участка на территории разбиты цветники, на которых выращиваются однолетние и
многолетние декоративные цветочные культуры. Наш лицей с ранней весны до
поздней осени утопает в зелени и цветах. На пришкольной территории трудятся
учителя, учащиеся, техперсонал. На учебно-опытном участке планируется проводить
опытническую и исследовательскую работу, заготовку посадочного материала и
продуктов питания для школьной столовой. Ежегодно проводится конкурс цветочных
композиций осеннего и зимнего букета, организуется осенняя выставка продуктов выращенных на пришкольном участке
под названием "Дары природы".
В нашем лицее накоплена и сохранена коллекция редких декоративных и
плодовых деревьев и кустарников.
В настоящее время многие школы не смогли сохранить свои
пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, лишь в
некоторых сельских школах, в том числе и в нашей-городской.
Практические работы на
пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном
воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о
растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается
бережное отношение к растениям; для учащихся представляется возможность
применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии.
Пришкольный участок
используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального
наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного
труда и биологии на уровне современных требований. А так же используется для
выращивания овощей для школьной столовой.
Кроме того учащиеся
привлекаются к общественно - полезному труду.
К работе на пришкольном
участке привлекается весь персонал школы. На весенней обработке почвы, посадке
и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы.
Выбор культур для выращивания
определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями школы и
возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
В первой половине июня к
работе на пришкольном участке привлекаются все работники школы. Работой
учащихся руководят учителя по специально составленному графику.
Летнюю практику учащиеся 5-9-х классов проходят с большим
желанием.
Особое внимание уделяется
оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение
продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная
территория должна быть украшением не только нашей школьной территории, но и
нашего города, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой
красоты.
Наш лицей, начиная с
2010-2011 учебного года, решил серьёзно заняться проблемами организации работы
пришкольного учебно-опытного участка. В программе деятельности предусмотрены
такие виды работ с применением новых агротехнических технологий - как посадка
фруктового сада, плодовых кустарников и виноградника, построение школьной
теплицы для выращивания рассады овощей и
цветов, максимальное декоративное озеленение школьной территории, укрепление
учебно-материальной базы, приобретение рабочих инструментов и приспособлений,
гербицидов и удобрений для проведения научного эксперимента с целью выращивания
высоких урожаев с минимальным
применением ручного труда.
В настоящее время большое
внимание придается благоустройству нашего города Глодень, территории,
прилегающей к нашему лицею.
В лицее все должно быть
пронизано стремлением к красоте. Наша задача
учить чувствовать, понимать, ценить труд и, что самое главное, творить
красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа- с пришкольного участка. И в
нашем лицее мы будем стремиться обустроить нашу территорию с наибольшей пользой
для здоровья детей и взрослых.
II. План работы учебно-опытного
участка
на 2011 – 2012 учебный год
Осень 2011 года.
Сентябрь - сбор
урожая последних культур, подготовка к зиме. Обработка почвы.
1. Организация выставки
"Дары осени".
2. Посадка фруктового сада,
плодово-ягодных кустарников, виноградника и многолетних цветов.
3. Построение школьной
теплицы, приобретение и ремонт инструментов.
4. Создание необходимых
условий для организации работ на пришкольном участке. (Организация
рабочих мест, санитарно-гигиенических условий труда для учащихся и учителей).
Зима 2012 года.
Февраль -
определение степени всхожести семян.
1. Подготовка
семян овощей, цветов для посева в следующем году.
Весна 2012 года.
Апрель -
выращивание цветочных саженцев. Формирование кроны декоративных и плодово -
ягодных культур.
Май - посев семян
овощей (в зависимости от погодных условий). Проведение мероприятий по
уничтожению сорняков и насекомых - вредителей.
Знакомство с технологией посадки семян и выращивания ростков и саженцев.
Лето 2012 года
Июнь. - Проведение
инструктажа по технике безопасности с учителям и учащимся, занятых на
пришкольном участке.
1. Ознакомление учащихся с
графиком прохождения летней практики.
2. Полив, прополка, удобрение
культур, посаженных на пришкольном участке. Борьба с насекомыми-вредителями. А
так же культивирование цветников и клумб.
3. Изучение учащимися биологических особенностей, условий роста и
размножения культур выращиваемых на участке и ознакомление с методами получения
экологически чистой продукции.
4. Сбор и изготовление
гербария растений и культур, выращиваемых на пришкольном участке.
III. План работы учебно-опытного
участка
на 2012 календарный год (по месяцам)
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
1. Подготовка почвы под рассаду.
|
1. Подготовка ящиков для рассады.
|
1. Посев средне-поздних сортов капусты и томатов.
|
1. Посев и выращивание рассады поздней капусты и
томатов.
|
2. Приобретение
удобрений, покупка защитных средств от вредителей.
|
2. Посев и выращивание рассады цветов
|
2. Пикировка рассады. Подкормка рассады
|
2. Уход за рассадой цветов, капусты и томатов
|
3. Подготовка инвентаря
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
1. Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок
|
1. Уход за овощными культурами: полив, прополка, уход за
саженцами фруктового сада
|
1. Уход за овощными культурами и саженцами
фруктового сада, кустарниками и цветниками.
|
1. Профилактическая борьба с фитофторой
|
2.Высадка рассады капусты и томатов в грунт
|
2. Подкормка овощных культур.
|
3. Посадка овощных культур и уход за ними.
|
3. Срезка и сушка зелёной культуры
|
4. Уборка лука, чеснока, огурцов и томатов.
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
1. Уборка моркови, свёклы, огурцов и кабачков.
|
1. Уборка растительных остатков с грядок.
|
1. Приведение в порядок всего садового инвентаря
|
1. Составление перспективного плана:
|
2. Праздник урожая.
|
2. Обработка
почвы
|
2. сорта для посадки, севооборот
|
3. Сбор
капусты.
|
IV. Правила техники безопасности при
работе на уебно - опытном участке (для
учителей)
1. На
школьном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и
ядовитых растений.
2. При
переносе заостренных орудий (лопат,
грабель, вил) с места хранения на участок учащиеся должны держать их
вертикально, рабочей частью вниз, во
избежание нанесения травм другим ученикам.
3.
Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту учащихся.
Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими;
длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся различных
возрастных групп.
4.
Предпочтительно применять на школьном участке лейки небольших размеров
вместимостью до 4 л. Если школа располагает
только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы
учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.
5.
Продолжительность работы учащихся на пришкольном участке устанавливается в
соответствии с их возрастом. Учащиеся V
- IX классов работают на участке 1 час, с 5-10-ти минутными перерывами через
каждые 15-20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды
деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.
6. Учащимся
до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и
т.д.
V. Инструкция по правилам
безопасности для учащихся
на пришкольном участке
V.1. Общие требования безопасности
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на
участке учащихся.
1. Работать на учебном
участке в халатах или перчатках.
2. Пользоваться
соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями
3. Не переносить тяжести с помощью
носилок, вёдер до достижения 15 лет.
4. Пользоваться лейками
вместимостью не более 4-х литров
5. Учащиеся, в возрасте 11-12
лет работают на участке 1 час, через каждые 15 минут работы 10 минутный
перерыв, 13-14 лет работают 1 час с 5 минутным перерывом через каждые 20 минут.
6. Нельзя
работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
7. Все работы выполнять после
указания педагога, руководителя трудовой практики.
8. Не производить прополку
руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.
9. Травмоопасность на учебном
участке: солнечный удар, порезы и ушибы при работе с инвентарём, отравление
ядохимикатами и т.п. веществами
VI.2. Требования безопасности перед
началом занятий
1. Пройти инструктаж по ТБ
при выполнении любого вида работ
2. Одеть рабочую одежду и
защитные перчатки
3. Получить, соответствующие
своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда
4. Получить конкретное
задание на ближайшие 20 - 30 минут от педагога.
5. При наличии порезов кисти,
пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.
VI.3. Требования безопасности во время
занятий
1. Приступить к работе после
указания учителя.
2. Лопату, грабли, вилы,
мотыгу переносить только рабочей частью вниз.
3. Работу по обработке земли
производить в защитных перчатках.
4. Прополку вести только
инвентарём, но не руками.
5. Очищать почву от камней,
осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой.
6.
Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.
7. Защитить голову от
солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.
8. Проводить 10 минутный
отдых в тени.
VI.4. Требования безопасности в
аварийных ситуациях
1. В случае возникновения
аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию
педагога или руководителя работ.
2. При травматизме обратиться
за помощью к учителю.
3. При плохом самочувствии,
внезапном заболевании сообщить учителю.
VI.5. Требования безопасности по
окончании занятий
1. Сдать рабочий инструмент и
инвентарь учителю.
2. Снять рабочую одежду и
защитные перчатки, сдать учителю.
3. Вымыть тщательно с мылом
руки, лицо.
4. О всех недостатках,
замеченных во время работы на участке, сообщить учителю. |