gladis | Дата: Среда, 2013-02-06, 11:47:18 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 777
Статус: Offline
| "О великом детям нужно говорить просто" Вопрос, недавно обсуждаемый в Глодянском Теоретическом лицее им. Льва Толстого, коллектив лицея так и оставил открытым. Не смогли ни опытные наставники, ни молодые преподаватели найти компромисс, решая, кто главный в школе - учитель или ученик. Тему оставили открытой, хотя директор лицея Гладыш Василий Кузьмич за почти тридцатилетнюю директорскую практику пришёл к однозначному убеждению: главный - Ученик! Казалось бы парадоксально. Но Василий Кузьмич горячо убеждён: Что: 1) Миссия школы изменилась; 2)Стать успешными хотят все; 3) Лицей должен быть всегда в числе первых; 4) Плохо читали наши вожди Конституцию; 5) И всё-таки она вертится... Ответы на эти вопросы можно найти в интервью газете.(Смотри статью)Миссия школы изменилась - Тот, кто не работал в школе последние 10-15 лет. не сможет работать успешно. В современной школе изменились отношения между учителем и учениками. Убеждён. только в партнёрских отношениях залог успеха. При этом главное действующее лицо - это ученик. Я исхожу из этого. Детей нельзя унижать. О великом детям нужно говорить просто и с любовью.
Миссия школы изменилась. Сегодня цель нашего лицея - это форимирование компетентной личности, способной к самостоятельному выбору жизненного пути. Нужно осознавать. что мы живём в капиталистическом мире. Наши дети должны быть конкурентноспособными как на рынке образования так и на рынке труда. Слоган нашего лицея - "Не догонять время, а идти в ногу с ним. Или даже опережать его , хотя бы на миг".
Мы первые в Республике Молдова создали кабинет информационных технологий, где учащиеся имеют возможность изучать почти все предметы в электронном варианте. В учебном расписании начальной школы введены дополнительные предметы: английский, хореография и шахматный всеобуч, а также комьютерная грамотность, которая является обязательной с первого класса, хотя программой предусмотрено с седьмого. Если ждать столько времени, то наши дети точно опаздают.
Плохо читали наши вожди Конституцию.
- Нынешняя система образования в Молдове далеко не совершенна. Мною были внесены ряд предложений по организации и проведению бакалавриата. В частности, предварительное ознакомление выпускников 12-х классов с экзаменационными тестами по всем предметам, проведение экзаменов в электронном варианте с комьютерным оцениванием. Кроме того считаем. что все экзаменационные оценки должны считаться положительными, а правила приёма и зачисления в вузы РМ необходмо изменить. Это привело бы к снятию стрессов и напряжённости в период сдачи БАКа. Нужно вернуть престиж системе образования, исключить коррупцию,
Ещё одна идея - расчёт денежных средств по каждому учебному заведению на одного ученика необходимо проводить с учётом местной специфики и языка преподавания.
Очень болезненно восприняли наши учителя пенсионеры изменения в Трудовом Кодексе РМ, ограничивающие их право на труд. А господин М. Шляхтицкий заявил, что и не помнит, подписывал ли такой документ и обращался ли с ним в Парламент. Плохо читали, видимо наши вожди Конституцию, где чётко прописано, что недопустимо ограничение права на труд. Я обратился к парламентской группе социалистов во главе с Игорем Додоном с просьбой обжаловать это изменение в Конституционном суде. Стать успешными хотят все.
- Лицей является ведущим в Глодянском районе. Весь наш педагогический коллектив живёт жизнью учащихся. Дети, мне кажется, нам отвечают тем же. Для нас многочисленные победы на олимпиадах, смотрах , соревнованиях - это не повод похвастаться. Это смысл существования лицея. При этом когда уже с первых школьных дней дети попадают в атмосферу не только культа знаний, но и искренней любви и уважения к ним, их шансы стать полноправными гражданами страны, разумеется, возрастают.
Для нас обязательные учебные занятия бальными танцами и шахматами - не повод отличаться в верхах. Это то, что незаметно для самих детей и ещё больше влечёт их к знаниям по основным предметам. Почувствовав вкус состязаний, они ещё упорнее проявляют себя в математике, физике, литературе. Одновременно мы делаем всё возможное, чтобы государственный язык стал для наших воспитанников вторым родным языком. В часности преподавание физического и музыкального воспитания проводится на государственном языке.
Следующая задача - развитие интеллекта. Именно с первых дней школы шашчно-шахматный всеобуч. А концу первого класса нужно безошибочно передвигать фигуры.
Стать успешным хотят все, а как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, проводим семинары. Как-то пргласили выпускников, сумевших построить свой собственный бизнес. Пришли 7-8 человек. Спрашивают: "О чём говорить?". "Не скажу", - отвечаю. Так они сами без подсказок доступным языком сформулировали критерий успешности: знания и трудолюбие.
И всё - таки она вертится! Ещё тридцать лет тому назад я задумал создать школьный планетарий. Мечту удалось осуществить.
В нашей школе, пока что единственной в Молдове, сооружён школьный планетарий. Это моя особая гордость. Не стану вдаваться в детали. Скажу только, что расчёт координат созвездий, их перенос на цилиндрическую поверхность, прокалывание сотен микроскопических отверстий разного диаметра для демонстрации звёзд разной величины и многое другое - это бесконечные дни и ночи упорного изнурительного труда. Но теперь, когда я вижу, что к окончанию школы выпускник ориентируется в звёздном пространстве и безошибочно указывает на 20-25 созвездий, думается, что мой труд не оказался напрасным. Если человек иногда поднимает голову и тянется в небо к звёздам, поверьте, это очень здорово.
Теперь, вот бъёмся, над новой задачей. Хочу оснастить кабинет лабораторных технологий по физике. Ученики 10-12 х классов в конце учебного года выполняют по 5-8 практических работ. Это помогает им понять и применить теорию физики на практике.. Это уже мини исследование.
Наш лицей называется теоретическим. Но образование без связи с практикой обречено. Поэтому мы делаем всё, чтобы наши дети не были оторваны от жизни. Знаете, мы даже собственный маятник Фуко создали. И теперь наши лицеисты вслед за Галилео Галилеем могут уверенно сказать: "И всё таки она вертится!".
Быть в числе первых!
- Школа наша городская, но это не помешало заложить собственный сад и построить теплицу. Сад непростой, это яблони, не нуждающиеся в химической обработке.
Каждому учителю, каждому классу мы ставим задачу - в учёбе, олимпиадах, смотрах, спортивных соревнованиях быть в числе первых! Скажем, недавно был кокурс зимних обрядов. Из 27 школ района наши дети заняли первое место. А ведь жюри учитывало и чистоту молдавской речи, и знание традиций, что для учащихся русскго лицея- задача непростая.
У очень хорошая традиция. В канун Дня Победы чествовать ветеранов войны. Их в Глодянах осталось всего несколько человек. Мы пытамся, как можем, скрасить их их сегодняшнюю жизнь. Устраиваем силами учащимися концерт. Один из ветеранов, Сергей Харитонович Кучерявый, работал музыкальным руководителем в детском саду. Он иногда и сам принимает участие в концертах. Правда уже плохо со зрением, приходится играть в основном только на слух. Поверьте, это производит неизгладимое впечатление на детей.
Знали бы вы, как мы проводим Осенний бал. А какая у нас новогодняя ёлка! Учителя и ученике вместе праздновали, по семейному. Как трогательна была искренноть детей. Нет. тут без эмоций говорить невозможно.
Василий Гладыш - директор Теоретического лицея имени Льва Толстого города Глодень.
30 января 2013 года.
|
|
| |